<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Образ
Петербурга в романах Достоевского "Преступление и наказание"
и Толстого "Война и мир".
Два величайших
писателя, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, почему-то в равной степени
недолюбливали творение Петра Великого, его детище - Петербург. Это свое
негативное отношение к северной столице они отразили в своих бессмертных
произведениях. "Редко где найдется столько мрачных, резких и странных
влияний на душу человека, как в Петербурге", - констатирует Свидригайлов,
герой романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
И действительно, Петербург театрально красив, но абсолютно плосок и
прям, как шахматная доска. Единственное отступление от плоскости - это
арки мостов, единственное нарушение прямизны - это изгибы рек и каналов.
Петербург был построен на пустом месте, среди болот, и эта
напряженная искусственность давит постоянно. Можно восхищаться архитектурными
красотами этого города и одновременно сходить с ума от ощущения замкнутости
и одиночества.
Это происходит с героями романов Достоевского. "На улице жара стояла
страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич,
пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу,
не имеющему возможности нанять дачу, - все это неприятно потрясло и
без того уже расстроенные нервы юноши", - пишет Достоевский в "Преступлении
и наказании", прослеживая связь между "исступленными мыслями"
Раскольникова и "черепашьей скорлупой" его каморки. Эта каморка
является своеобразным символом более грандиозной, но столь же душной
каморки - большого города.
Только в духоте узких улочек, в тесноте ужасных квартир может развернуться
драма униженных и оскорбленных, борьба жизни с
желанием существовать, жестокий поединок смерти и молодости... Картину
тесноты, нравственной подавленности людей, ютящихся "на аршине
пространства", дополняет чувство духовного одиночества человека
в огромном городе. Люди относятся здесь друг к другу с подозрением и
недоверием, их объединяет злорадство и любопытство к несчастью ближнего.
Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей кабака рассказывает
Мармеладов страшную историю своей жизни.
В романе возникает образ Петербурга мертвого, холодного, равнодушного
к судьбе человека: "необычным холодом" веет на
Раскольникова "от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим
полна для него эта картина".
Если для Достоевского Петербург - это холодный исполин, огромная бездна,
мрачный город доходных домов, дворов-колодцев, черных лестниц, грязных
углов, город - соучастник преступления Раскольникова, то для Толстого
Петербург - замкнутое пространство, "тюрьма" для души, где
положительный герой в полной мере ощущает свое одиночество. Вспомним,
как неуютно князю Андрею в Петербурге светских салонов и гостиных. Он
чувствует свою ненужность, ведь не зря говорит он Пьеру при встрече
с ним: "Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не для меня".
Петербург для Толстого - это источник искушения и всяческих бед. Жизнь
светского Петербурга пагубным образом влияет на Пьера после того, как
он стал наследником графа Безухова. Он пускается во все тяжкие: пьет,
кутит, устраивает нелепые шалости вроде случая с медведем, ведет праздный,
бессмысленный образ жизни. Подобно напряженной искусственности архитектуры
этого города, искусственность и фальшь царят в душах представителей
петербургского высшего света. Интриги, придворные сплетни, карьера,
богатство - вот их интересы, вот все, чем они живут. Все здесь насквозь
пропитано ложью: и дежурные улыбки Анны Павловны Шерер, и лакированные
от чужих нескромных взглядов плечи Элен, и чопорность Бергов, и холодная
любезность таких, как Друбецкой. В этом обществе нет ничего правдивого,
естественного, простого (того, что так ценит в человеке Толстой). Их
речь, жесты, интонация и поступки определяются "условными правилами
светского поведения".
Город, в котором они живут, сыграл с ними мрачную шутку, наложив свой
отпечаток на их души: он сотворил их по своему образу и подобию.
Несмотря на то, что два величайших писателя по-разному изобразили Петербург
в своем творчестве, отношение их к городу одинаковое: оба они не любят
и не принимают его.