<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Петербург
Достоевского (по роману "Преступление и наказание").
Образ Петербурга
занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов,
палат - символе петровской эпохи - писали А.С.Пушкин ("Медный всадник"),
Н.В.Гоголь ("Невский проспект"), Андрей Белый ("Петербург"),
Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.
В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю
и Некрасову, особенно к Некрасову. В романе "Преступление и наказание"
мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с
черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими
душегубку. Петерьург Достоевского - это город облупленных стен, невыносимой
духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым,
полным сил. Он душит и давит. Он - соучастник преступлений, питательная
среда бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов, преступлений,
человеческих трагедий.
Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих интерьеров
меблированных комнат - он обращает наше внимание на запахи и символические
цвета. Так, желтый цвет - символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые
обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желто от
постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая "похожая на шкаф
или на сундук" каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый
цвет. Соня Мармеладова пошла "по желтому билету", женщина-самоубийца
с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, "мебель
желтого отполированного дерева" в кабинете Порфирия Петровича,
перстень с желтым камнем на руке Лужина.
Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих
лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.
Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет "фамильного"
мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина
Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно
страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную
силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: "Бог сам знает, как
я страдала...". Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться
в преступлении. Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять
на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене
перерождения, воскрешения Раскольникова Соня появляется в этом же платке,
осунувшаяся после болезни В этот момент зеленый цвет страданий и надежды
главных героев произведения превозмогает желтый цвет больного Петербурга.
В их больных лицах засияла "заря обновленного будущего", они
готовы воспринимать новую жизнь.
Итак, образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание"
символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором
разворачиваются события романа, с другой - сам является действующим
лицом, соучастником страшного поступка Раскольникова, а также и его
раскаяния, возвращения в мир людей.