<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Мастерство
художественных деталей в рассказах Чехова.
После смерти
Чехова Л.Н. Толстой сказал: "Достоинство его творчества то, что
оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку
вообще. А это главное". Действительно, предметом исследования Чехова
(так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека.
Но художественные методы, художественные приемы, которые использовали
в своем творчестве писатели, различны.
Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры.
В за долгие годы работы в юмористических журналах
Чехов поневоле отточил мастерство рассказчика, научился в небольшой
объем втискивать максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны
пространные описания, внутренние монологи, поэтому и выступает на первый
план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую
нагрузку.
Давайте посмотрим, как буквально одна фраза может сказать все о человеке.
Вспомним маленький юмористический рассказ "Смерть чиновника",
главный герой которого многими своими чертами напоминает нам Акакия
Акакиевича Башмачкина. В театре, случайно чихнув, чиновник Червяков
обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это обстоятельство так поразило
Червякова, что он постоянно ходит извиняется перед Бризжаловым. Бризжалов,
человек не злой, сначала благосклонно принимает извинения Червякова,
но в конце, доведенный до исступления его назойливостью, выгоняет его
вон.
Червяков, не понимая, почему Бризжалов так раздражен, думает, что его
карьере конец, приходит домой и умирает. В последней фразе дано практически
объяснение всему: "Прийдя машинально домой, не снимая вицмундира,
он лег на диван и... помер". Герой умирает, не сняв вицмундира,
эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Страх перед вышестоящим
чином убил человека.
Анна Сергеевна, героиня рассказа "Дама с собачкой", приехала
в Ялту, не в состоянии более переносить обстановку своего дома и общество
мужа, которого она не любила и не уважала. В определенном смысле она
была подготовлена к роману с Гуровым, которого воспринимала как человека
из другой, лучшей жизни. Символом того душного мира, откуда она пытается
бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем, как полюбить Гурова,
Анна Сергеевна теряет ее, и это начало попытки "бегства".
Позже, в театре города С., Гуров увидел ее вновь с "вульгарной
лорнеткой" в руках - попытка "бегства" не удалась.
Беликов, "человек в футляре", в противоположность Анне Сергеевне
не пытается как-то изменить течение своей жизни, разнообразить ее, потому
что в любом многообразии, в разрешении себе чего-то нового скрывала
для него жизнь неопределенность и вызывала непреодолимое стремление
окружить себя "оболочкой", "футляром", чтобы защититься.
Отсюда и чехлы и футлярчики, в которые были упакованы все его вещи.
Беликов всю жизнь чего-то опасался, его пугала сама жизнь, потому-то
после смерти его лицо приняло простое, приятное, даже веселое выражение:
он попал в футляр, из которого не надо никогда выходить.
В рассказе "Душечка" Чехов, описывая жизнь Оленьки Племянниковой,
в нескольким местах повторяет, что жила она хорошо и счастливо. Эта
деталь наводит на мысль, что на самом деле жизнь "душечки"
не казалась автору столь уж достойной восхищения и подражания. "Душечка"
не имеет ни собственных желаний, ни мыслей. В последней части рассказа,
повествующей об отношении "душечки" к Саше, сыну ветеринара,
Чехов уже не пишет, что жила она хорошо и счастливо, имея, может быть,
в виду то, что наконец его нашла?
Оленька Племянникова в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, героиней рассказа
"Попрыгунья". У Ольги Ивановны та же зависимость от чужого
мнения. Но если "душечка" не была чересчур привередлива в
своих знакомствах, то для Ольги Ивановны ценность представляли только
знаменитости и прочие необыкновенные люди, к которым она причисляла
и себя.
В больших произведениях Чехова, как и в рассказах, нет ни одной "лишней"
детали. Например, в пьесе "Три сестры" Наташа впервые появляется
на сцене в розовом платье с зеленым пояском - деталь, говорящая о полном
отсутствии вкуса, говорит о душевных качествах героини больше, чем развернутая
характеристика. Чехов считает, что если в пьесе в первом действии на
сцене висит ружье, то в конце оно должно обязательно выстрелить. Так,
использование детали важно и в "Вишневом саде". Вспомним "многоуважаемый
шкаф", звук лопнувшей струны как раз перед продажей вишневого сада,
стук топоров в конце пьесы. Все они несут обязательную смысловую нагрузку
и важны для раскрытия как характеров персонажей, так и для самого действия
пьесы.
Закончился XX век. Человечество встретило третье тысячелетие. Но Чехов
остается для нас одним из самых бесспорных художественных и моральных
авторитетов.