<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
ИВАН
АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870-1953 г.).
"Русским
классиком рубежа двух столетий" назвал Бунина К. Федин, выступая
в 1954 г. на Втором Всесоюзном съезде писателей, Бунин был крупнейшим
мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX
века.
Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение "дворянских
гнезд", наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню,
правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных,
запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно художник пишет
и о чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с природой, о
тончайших движениях души.
Литературная деятельность Бунина начинается в конце 80-х годов прошлого
столетия, молодой писатель в таких рассказах, как "Кастрюк",
"На чужой стороне", "На хуторе" и других, рисует
безысходную нищету крестьянства. В рассказе "На край света"
/1894 г./ автор рисует эпизоды переселения безземельных украинских крестьян
в далекий Уссурийский край, трагические переживания переселенцев в момент
разлуки с родными местами, слезы детей и думы стариков. Произведения
90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни.
Происходит знакомство с Чеховым, Горьким. В-эти годы Бунин пытается
сочетать реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции,
близкими к импрессионизму /размытая фабула, создание музыкального, ритмического
рисунка/. Так в рассказе "Антоновские яблоки" /1900 г./ показаны
внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского
быта, окрашенного лирической грустью и сожалением. Однако в рассказе
не только тоска по запустелым "дворянским гнездам". На страницах
возникают красивые картины, овеянные чувством любви к родине, утверждающее
счастье слияния человека с природой.
И все-таки социальные проблемы не исчезают в его произведениях. Вот
бывший николаевский солдат Мелитон /"Мелитон"/, которого прогнали
плетьми "сквозь строй", потерявший семью. В рассказах "Руда",
"Эпитафия", "Новая дорога" встают картины голода,
нищеты и разорения деревни. Эта социальная обличительная тема как бы
оттесняется на второй план, на первый план выходят "вечные темы":
величие жизни и смерти, неувядающая красота природы /"Туман",
"Тишина"/. По этому поводу /"О листопаде"/. Горький
писал: "Люблю я отдыхать душою на том красивом, в котором вложено
вечное, хотя и не приятного мне возмущения жизнью, нет сегодняшнего
дня, чем я по преимуществу живу..."
В 1909 г. Бунин писал Горькому из Италии: "Вернулся к тому, к чему
вы советовали вернуться, - к повести о деревне /рассказ "Деревня"/.
Деревенская жизнь дана через восприятия братьев Тихона и Кузьмы "расовых.
Кузьма хочет учиться, затем пишет о жизни, о лености русского народа.
Тихон - крупный кулак, беспощадно расправляется с крестьянским волнением.
У автора заметно сочетание безотрадной картины жизни деревни с неверием
в творческие силы народа, нет просвета в будущее народа. Но он правдиво
показывает в "Деревне" косность, грубость, отрицательные,
тяжелые стороны деревенского быта, которые были результатом векового
угнетения. В этом сила повести. Это заметил Горький: "Дорог мне
этот скромно скрытый, заглушенный стон о родной земле. Дорога благородная
скорбь, мучителен страх за нее, и все это ново. Так еще не писали".
"Деревня" - одно из лучших произведений русской прозы начала
XX века.
В 1911-13 гг. он все шире охватывает различные стороны русской действительности:
и вырождение дворянства /"Суходол", "Последнее свидание"/,
и уродливость мещанского быта /"Хорошая жизнь", "Чаша
жизни"/, и тему любви, которая часто бывает пагубной /"Игнат",
"При дороге"/. В обширном цикле рассказов о крестьянстве /"Веселый
двор", "Будни", "Жертва" и другие/ писатель
продолжает тему "Деревни".
В повести "Суходол" решительно пересматривается традиция поэтизации
усадебной жизни, преклонение перед красотой угасающих "дворянских
гнезд".
Идея кровного единения поместного дворянства и народа в повести "Суходол"
сочетается с мыслью автора об ответственности господ за судьбы крестьян,
об их страшной вине перед ними. Протест против фальшивой буржуазной
морали заметен в рассказах
"Братья", "Господин из Сан-Франциско". В рассказе
"Братья" /написан после поездки на Цейлон/ даны образы жестокого,
пресыщенного англичанина и молодого "туземца" - рикши, влюбленного
в девушку-туземку. Конец плачевен: девушка попадаете дом терпимости,
герой кончает жизнь самоубийством. Колонизаторы приносят разрушение
и смерть.
В рассказе "Господин из Сан-Франциско" писатель не дает имени
герою. Американский миллионер, всю жизнь истративший в погоне за прибылью,
на склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Европу на "Атлантиде",
роскошном пароходе тех лет. Он самоуверен и заранее предвкушает те наслаждения,
которые могут быть куплены за деньги. Но все ничтожно перед смертью.
В гостинице на Капри внезапно он умирает. Его труп в старом ящике из-под
содовой обратно отправляют на пароход. Бунин показал, что господин из
Сан-Франциско /"новый человек со старым сердцем", по выражению
Бунина/ принадлежит к лику тех, которые ценой нищеты и гибели многих
тысяч людей приобрели миллионы и теперь пьют дорогие ликеры и курят
дорогие гаванские сигары. Своеобразным символом фальши их существования
автор показал влюбленную пару, на которую любовались пассажиры.
Только один капитан корабля знает, что это "нанятые влюбленные",
за деньги играющие в любовь для сытой публики. И здесь контраст жизни
богатых и людей из народа. Образы тружеников овеяны теплотой и любовью
/коридорный Луиджи, лодочник Лоренцо, горцы-волынщики/, они противостоят
аморальному и лживому миру сытых. Но он осуждает этот мир с тех же отвлеченных
позиций, что и в рассказе "Братья".
Ужасам войны Бунин противопоставляет красоту и вечную силу любви - единой
и непреходящий ценности /"Грамматика любви"/. Но иногда и
любовь несет обреченность и гибель /"Сын", "Сны Ганга",
"Легкое дыхание"/. После 1917 года Бунин оказался в эмиграции.
В Париже пишет цикл рассказов "Темные аллеи". Особенно привлекательны
женские образы. Любовь - высочайшее счартье, но она
бывает недолговечна и непрочна, любовь бывает одинокой, заброшенной
/"Холодная осень", "Париж", "На чужбине"/.
Роман "Жизнь Арсеньева" /1924-28 гг./ написан на автобиографическом
материале /тема родины, природа, любовь, жизнь и смерть/. 3десь порой
поэтизируется прошлое монархической России.
Героическая война России с фашистской Германией волновала художника,
он любил свою родину.
Бунин близок Чехову, писал русские новеллы. Он мастер детали, великолепный
пейзажист. В отличие от Куприна, Бунин не стремился к острозанимательным
сюжетам, его отличает лиризм рассказа. Признанный мастер прозы, Бунин
был и выдающимся поэтом. В 80-90-х гг. любимой темой стихов была природа
/"Листопад"/. Вот образ осени, "тихой вдовой" вступающей
в лесные хоромы: Лес, moчнo терем расписной, Лиловый, золотой, бaгpяный,
Веселой пестрою толпой Стоит нaд светлою поляной.
Появлялись и декадентские мотивы, но ненадолго. Гражданские стихи "Джордано
Бруно", "Ормузд", "Пустошь" и другие. Даны
реалистичные картины деревенского и усадебного быта, с сочувствием очерчены
образы простых людей /"Пахарь", "Сенокос", "На
Плющихе", "Песня"/.
Бунин был превосходным переводчиком /"Каин" и "Манфред"
Байрона, "Крымские сонеты" Мицкевича, "Песня о Гайавате"
Лонгфелло;
переводы из Шевченко - "Завещание". Для нас важна высокая
поэтическая культура Бунина, его владение сокровищами русского
языка, высокий лиризм его художественных образов, совершенство форм
его произведений.