<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Человек
на изломе истории в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»
Сын профессора
Киевской академии, впитавший лучшие традиции русской культуры и духовности,
М. А. Булгаков окончил медицинский факультет в Киеве, с 1916 года работал
земским врачом в селе Никольское Смоленской губернии, а потом в Вязьме,
где и застала его революция. Отсюда в 1918 году Булгаков через Москву
перебрался, наконец, в родной Киев, и там ему и его близким довелось
пережить сложную полосу гражданской войны, описанную затем в романе
“Белая гвардия”, пьесах “Дни Турбиных”, “Бег” и многочисленных рассказах.
В романе “Белая гвардия” много автобиографического, но это не только
описание своего жизненного опыта в годы революции и гражданской войны,
но и проникновение в проблему “Человек и эпоха”; это и исследование
художника, видящего неразрывную связь русской истории с философией.
Это книга о судьбах классической культуры в грозную эпоху лома вековых
традиций. Проблематика романа чрезвычайно близка Булгакову, “Белую гвардию”
он любил более других своих произведений.
Эпиграфом из “Капитанской дочки” Пушкина Булгаков подчеркнул, что речь
идет о людях, которых настиг буран революции, но которые смогли найти
верную дорогу, сохранить мужество и трезвый взгляд на мир и свое место
в нем. Второй эпиграф носит библейский характер. И этим Булгаков вводит
нас в зону вечного времени, не внося в роман никаких исторических сопоставлений.
Развивает мотив эпиграфов эпический зачин романа: “Велик был год и страшен
по рождестве Христовом 1918, от начала революции второй. Был он обилен
летом солнцем, а зимой снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды:
звезда пастушеская Венера и красный дрожащий Марс”. Стиль зачина почти
библейский. Ассоциации заставляют вспомнить о вечной Книге бытия, что
само по себе
своеобразно материализует вечное, как и образ звезд на небесах. Конкретное
время истории как бы впаяно в вечное время бытия, обрамлено им. Противостояние
звезд, природный ряд образов, имеющих отношение к вечному, вместе с
тем символизирует коллизию времени исторического. В открывающем произведение
зачине, величавом, трагическом и поэтическом, заложено зерно социальной
и философской проблематики, связанной с противостоянием мира и войны,
жизни и смерти, смерти и бессмертия. Сам выбор звезд дает спуститься
из космической дали к мир у Турбиных, поскольку именно этот мир будет
противостоять вражде и безумию.
В “Белой гвардии” милая, тихая, интеллигентная семья Турбиных вдруг
становится причастна великим событиям, делается свидетельницей и участницей
дел страшных и удивительных. Дни Турбиных вбирают вечную прелесть календарного
времени: “Но дни и в мирные, и в кровавые годы летят как стрела, и молодые
Турбины не заметили, как В крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь.
О, елочный дед, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева,
где же ты?” Воспоминания о матери и прежней жизни контрастируют с реальной
ситуацией кровавого восемнадцатого года. Великое несчастье — потеря
матери — сливается другой страшной катастрофой — крушением старого,
казалось бы, прочного и прекрасного мира. Обе катастрофы рождают внутреннюю
рассеянность, душевную боль Турбиных. В романе Булгакова два пространственных
масштаба — малое и большое пространство, Дом и Мир. Пространства эти
находятся в противостоянии, подобно звездам на небе, каждое из них имеет
свою соотнесенность со временем, заключает в себе определенное время.
Малое пространство дома Турбиных хранит прочность быта: “Скатерть, несмотря
на пушки и на все это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна
... Полы лоснятся, и в декабре, теперь, на столе, в матовой, колонной
вазе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы”. Цветы в доме Турбиных
— красота и прочность жизни- Уже в этой детали малое пространство' дома
начинает вбирать в себя вечное время, сам интерьер дома Турбиных — “бронзовая
лампа под абажуром, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими таинственным
старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой, золоченные
чашки, серебро, портреты, портьеры” — все это огороженное стенами малое
пространство вмещает в себя вечное — бессмертие искусства, вехи культуры.
Дом Турбиных противостоит внешнему миру, в котором царят разрушение,
ужас, бесчеловечность, смерть. Но Дом не может отделиться, уйти из города,
он часть его, как город — часть земного пространства. И вместе с тем
это земное пространство социальных страстей и битв включается в просторы
Мира.
Город, по описанию Булгакова, был “прекрасный в морозе и в тумане на
горах, над Днепром”. Но облик его резко изменился, сюда бежали “...
промышленники, купцы, адвокаты, общественные деятели. Бежали журналисты,
московские и петербургские, продажные и алчные, трусливые. Кокотки,
честные дамы из аристократических фамилий...” и многие другие. И город
зажил “странною, неестественной жизнью...” Внезапно и грозно нарушается
эволюционный ход истории, и человек оказывается на ее изломе.
Изображение большого и малого пространства жизни вырастает у Булгакова
в противопоставление разрушительного времени войны и вечного времени
Мира.
Тяжкое время нельзя пересидеть, закрывшись от него на щеколду, как домовладелец
Василиса — “инженер и трус, буржуй и несимпатичный ”. Так воспринимают
Лисовича Турбины, которым не по нраву мещанская замкнутость, ограниченность,
накопительство, отъединенность от жизни. Что бы там ни случилось, но
не станут они считать купоны, затаившись в темные, как Василий Лисович,
который мечтает только пережить бурю и не утратить накопленного капитала.
Турбины иначе встречают грозное время. Они ни в чем не изменяют себе,
не меняют своего образа жизни. Ежедневно собираются в их доме друзья,
которых встречают свет, тепло, накрытый стол. Звенит переборами Николкина
гитара — отчаянием и вызовом даже перед надвигающейся катастрофой.
Все честное и чистое, как магнитом, притягивается Домом. Сюда, в этот
уют Дома, приходит из страшного Мира смертельно замерзший Мышлаевский.
Человек чести, как и Турбины, он не покинул поста под городом, где в
страшный мороз сорок человек ждали сутки в снегу, без костров, смену,
которая так бы и не пришла, если бы полковник Най-Турс, тоже человек
чести и долга, не смог бы, вопреки безобразию, творящемуся в штабе,
привести двести юнкеров, стараниями Най-Турса прекрасно одетых и вооруженных.
Пройдет какое-то время, и Най-Турс, поняв, что он и его юнкера предательски
брошены командованием, что его ребятам уготована судьба пушечного мяса,
ценой собственной жизни спасет своих мальчиков. Переплетутся линии Турбиных
и Най-Турса в судьбе Николки, ставшего свидетелем последних героических
минут жизни полковника. Восхищенный подвигом и гуманизмом полковника,
Николка совершит невозможное — сумеет преодолеть, казалось бы, непреодолимое,
чтобы отдать Най-Турсу последний долг — похоронить его достойно и стать
родным человеком для матери и сестры погибшего героя.
В мир Турбиных вмещены судьбы всех истинно порядочных людей, будь то
мужественные офицеры Мышлаевский и Степанов, или глубоко штатский по
натуре, но не уклоняющийся от того, что выпало на его долю в эпоху лихолетья
Алексей Турбин, или даже совершенно, казалось бы, нелепый Лариосик.
Но именно Лариосик сумел достаточно точно выразить самую суть Дома,
противостоящего эпохе жестокости и насилия. Лариосик говорил о себе,
но под этими словами могли бы подписаться многие, “что он потерпел драму,
но здесь, у Елены Васильевны, оживает душой, потому что это совершенно
исключительный человек Елена Васильевна и в квартире у них тепло и уютно,
и в особенности замечательны кремовые шторы на всех окнах, благодаря
чему чувствуешь себя оторванным от внешнего мира... А он, этот внешний
мир... согласитесь сами, грозен, кровав и бессмыслен”.
Там, за окнами, — беспощадное разрушение всего, что было ценного в России.
Здесь, за шторами, — непреложная вера в то, что надо охранять и сохранять
все прекрасное, что это необходимо при любых обстоятельствах, что это
осуществимо. “... Часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен
и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скана, в самое
тяжкое время живительный и жаркий”.
А за окнами — “восемнадцатый год летит к концу и день ото дня глядит
все грознее, щетинистей”. И с тревогой думает Алексей Турбин не о своей
возможной гибели, а о гибели Дома: “Упадут стены, улетит встревоженный
сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую
Дочку сожгут в печи”.
Но, может быть, любви и преданности дана сила оберечь и спасти и Дом
будет спасен?
Четкого ответа на этот вопрос в романе нет.
Есть противостояние очага мира и культуры петлюровским бандам, на смену
которым приходят большевики.
Одна из последних зарисовок в романе — описание бронепоезда “Пролетарий”.
Ужасом и отвращением веет от этой картины: “Он сипел тихонько и злобно,
сочилось что-то в боковых снимках, тупое рыло его молчало и щурилось
в приднепровские леса. С последней площадки в высь, черную и синюю,
целилось широченное дуло в глухом наморднике верст на двадцать и прямо
в полночный крест”. Булгаков знает, что в старой России было много такого,
что привело к трагедии страну. Но люди, нацелившие дула пушек и ружей
на свое отечество, ничуть не лучше тех штабных и правительственных мерзавцев,
которые посылали на верную гибель лучших сынов отечества.
Убийц, преступников, грабителей, предателей всех рангов и мастей история
неминуемо сметает с пути, и имена их будут символом бесчестия и позора.
А Дом Турбиных как символ нетленной красоты и правды лучших людей России,
ее безымянных героев, скромных тружеников, хранителей добра и культуры,
будет согревать души многих поколений читателей и доказывать каждым
своим проявлением, что настоящий человек остается человеком и на изломе
истории.
Те, кто нарушил естественный ход истории, совершили преступление перед
всеми, — в том числе перед усталым и замерзшим часовым у бронепоезда.
В рваных валенках, в рваной шинели зверски, не по-человечески, озябший
человек засыпает на ходу, и снятся ему родная деревня и сосед, идущий
навстречу. “И тотчас грозный сторожевой голос в груди выстукивал три
слова:
“— Прости... часовой... замерзнешь...”
Зачем отдан этот человек бессмысленному кошмару?
Зачем отданы этому тысячи и миллионы других?
Можно не быть уверенным, что маленький Петька Щеглов, который жил во
флигеле и увидел замечательный сон о сверкающем алмазном шаре, дождется
того, что сон обещал ему, — счастья?
Кто знает? В эпоху битв и потрясений хрупка, как никогда, отдельная
человеческая жизнь. Но тем и сильна Россия, что есть в ней люди, для
которых понятие “жить” равносильно понятиям “любить”, “чувствовать”,
“постигать”, “думать”, быть верным долгу и чести. Эти люди знают, что
стены Дома — не просто жилище, а место связи поколений, место, где сохранена
в нетленности душевность, где никогда не исчезает духовное начало, символ
которого — главная часть Дома — книжные шкафы, наполненные книгами.
И как в начале романа, в его эпилоге, глядя на яркие звезды в морозном
небе, автор заставляет нас думать о вечности, о жизни будущих поколений,
об ответственности перед историей, друг перед другом: “Все пройдет.
Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся,
когда и тени наших тел и дел не останется на земле”.