<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Роль
эпиграфа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
...так
кто же ты, наконец?
— Я — часть той силы, что
вечно хочет зла и вечно
совершает благо.
“Фауст” И. Гете.
Эпиграфом к роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита” являются слова
Мефистофеля (дьявола) - одного из персонажей драмы И. Гете “Фауст”.
О чем же говорит Мефистофель и какое отношение к истории Мастера и Маргариты
имеют его слова?
Цитатой из “Фауста” М. Булгаков предваряет появление Воланда; он как
бы предупреждает читателя, что нечистая сила в романе занимает одно
из ведущих мест.
Слова Мефистофеля в полной мере можно отнести и к булгаковскому персонажу
- Воланду (более того, Мефистофель и Воланд, по сути, одно лицо). “Иностранный
консультант” действительно хочет зла, он носитель зла по природе своей,
а его цвет в романе - черный. Однако свойственно ему и определенное
благородство, честность; и порой, вольно или невольно, он совершает
добрые поступки (или поступки, приносящие пользу). Воланд делает гораздо
меньше зла, чем предполагает его роль. И хотя по его воле погибают люди
— Берлиоз, председатель МАССОЛИТа, и бывший барон Майгель, служащий
зрелищной комиссии, — их гибель кажется закономерной, так она — результат
их собственных деяний.
По воле Воланда горят дома, люди сходят с ума, исчезают на некоторое
время... Следует заметить, что пострадавшие от дьявола в романе — по
преимуществу, отрицательные персонажи (бюрократы, люди, оказавшиеся
на должности, к которой не способны, пьяницы, разгильдяи, наконец, дураки).
Булгаков показывает, что всем воздается по заслугам - и не только Богом,
но и сатаной.
Ведь главным героям - Мастеру и Маргарите - Воланд помогает и даже исполняет
желания Маргариты. Дьявол не только возвращает ей любимого человека,
а ему - дом, но даже освобождает по просьбе Маргариты Фриду. После того
как Левий Матвей передает Воланду желание Иисуса, сатана награждает
Мастера и его любимую: он дарит им вечность. Причем делает это охотно
— возникает впечатление, что он только ждал команды.
Да и злые дела дьявола нередко оборачиваются пользой для пострадавших
от него людей.
Поэт Иван Бездомный с помощью Воланда осознал, что его стихи абсолютно
бездарны. Он принял решение больше никогда не писать. После выхода из
клиники Стравинского, Иван становится профессором, сотрудником института
истории и философии, начинает новую жизнь.
Побывавший вампиром администратор Варенуха навсегда отучился от привычки
лгать и ругаться по телефону, стал безукоризненно вежливым.
Председатель жилищного товарищества Никанор Иванович Босой отучился
брать взятки.
Николай Иванович, которого Наташа превратила в борова, никогда не забудет
тех минут, когда иная жизнь, отличная от серых будней, коснулась его,
долго будет жалеть, что вернулся домой, но все равно — ему есть что
вспомнить.
После пожара в доме Грибоедова в разговоре с Воландом Коровьев говорит,
что дом будет отстроен заново и что будет этот новый дом лучше прежнего.
А место латунских займут достойные люди, настоящие таланты, которые
создадут новую литературу, далекую от конъюнктуры.
Да, зло разрушительно, но оно разрушает старое, отжившее. Ведь если
этого не сделать - в жизни будут торжествовать рутина и косность.
Воланд, обращаясь к Левию Матвею, говорил: “Что бы делало твое добро,
если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее
исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей...”. Действительно,
что есть добро в отсутствие зла?
Значит, Воланд необходим на земле не меньше, чем бродячий философ Иешуа
Га-Ноцри, проповедующий добро и любовь. Добро не всегда приносит благо,
равно как и зло - беду. Довольно часто бывает наоборот. Вот потому-то
Воланд и есть тот, кто, желая зла, все же творит добро. Именно эта мысль
и выражена в эпиграфе к роману.