<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Образ
антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы
XX века
Ныне я
уничтожен. Уничтоженье это
было встречено советским обществом с...
радостью...
Из письма М.А. Булгакова
Правительству СССР
Издавна принято делить персонажей литературного произведения на положительных
и отрицательных, героев и антигероев, причем многие великие писатели
признавались, что образы последних требовали от них еще больше сил и
мастерства, чем образы первых.
Я долго думала, о ком написать в своем сочинении, пока не поняла, что
наиболее последовательным антигероем в русской литературе является Полиграф
Полиграфович Шариков, столь гениально выписанный великим Мастером, что
стал уже фигурой нарицательной.
Повесть написана в 1925 году, когда была сформулирована основная задача,
стоящая перед советскими писателями: создать образ героя времени, полностью
разорвавшего все связи с прошлым. Но может ли человек жить без прошлого,
без корней, без традиций? “Жестоким опытом, обреченным на неудачу”,
назвал М. А. Булгаков этот призыв и в ответ на требования дать героя
предложил читателю гротесковый образ антигероя.
Действие повести начинается с того, что профессор Преображенский (как
значительна эта говорящая фамилия!) заманивает к себе бездомного пса,
чтобы потренироваться в проведении пересадок гипофиза. Этому обыденному
поначалу событию в то же время придан масштаб благодаря явным литературным
реминисценциям: “вьюга, ветер, бездомный пес, “буржуй”, угостивший его
колбасой, а через улицу перекинут плакат”. Узнали? Конечно же, перед
нами своеобразная пародия на первую главу поэмы А. Блока “Двенадцать”.
Но то, что должно было в 1918 году передать размах революционной стихии,
теперь обернулось иным: тухлой пищей в столовках, представителями новой
власти, наглыми и грубыми.
Превращение Шарика в Шарикова и все, что за ним последовало, удачно
вписывается в эту абсурдную и дикую ситуацию. Иными словами, фантастическое
помогает раскрыть всю бездарность нового мироустройства.
В результате проведенной операции привязчивый, хотя и хитроватый Шарик
превращается в тупого, способного на предательство, хамоватого люмпена.
Впрочем, чему здесь удивляться? Ведь псу пересажены органы Клима Чугункина,
пьяницы и преступника, которого от тюрьмы спасло “пролетарское происхождение”.
В образе новоиспеченного “героя” фантастическое и реальное оказываются
тесно слиты, а в результате этого перед нами предстает “во всей красе”
“новый человек”, порвавший все связи с прошлым.
М. А. Булгаков в образе Шарикова разоблачает все атрибуты нового времени.
Ему отвратительна излишняя его политизация. Едва встав на задние лапы,
Шариков уже читает переписку Энгельса с Каутским, выдвигая при этом
лозунги, столь характерные для тех, кто стоит у власти: “...Голова пухнет.
Взять все, да и поделить...”.
Шариков твердо уверен, что является “пролетарием”, ведь он ничего не
имеет: ни прошлого, ни ума, ни собственного дома. Зато настоящее — его
время, и вот уже он обретает должность “заведующего подотделом очистки
города Москвы от бродячих животных” (сказалась извечная ненависть к
котам!) и меняет свой внешний вид: “На нем была кожаная куртка с чужого
плеча, кожаные же потертые штаны и английские высокие сапожки...”. Какой
же начальник без кожаной куртки?!
Однако новая власть, отбросив прошлое, пристально следит за тем, как
вели себя граждане до и после революции, потому что это единственный
способ выявить неблагонадежных. Не имея собственной биографии, Шариков
решает воспользоваться наиболее типичной:
— Отчего у вас шрам на лбу? Потрудитесь объяснить этой даме, — вкрадчиво
спросил Филипп Филиппович.
Шариков сыграл ва-банк:
— Я на колчаковских фронтах ранен, — пролаял он.
Как известно, гротеск — это тип образности, основанный на фантастике,
гиперболе, совмещении противоположностей. Поэтому прием антитезы играет
большую роль в повести. На фоне профессорского кабинета с лампой под
зеленым абажуром, чучелом совы, символом мудрости, происходит пьянство,
ловля блох, погоня за котами. Вот он, новый человек! Он не был бы таким
страшным, если б не имел своего двойника, члена домоуправления Швондера,
который производит Шарикова в “товарищи”, внушает ему мысль о его “пролетарском
происхождении”, вдохновляет писать доносы. Скольких же антигероев породило
это безнравственное время!
Профессор Преображенский исправляет свою ошибку: злобный Шариков вновь
превратился в добродушного Шарика. Но ведь остался Швондер, не устранена
“разруха в головах людей”, поэтому, я думаю, финал повести открытый.
7 мая 1926 года на квартире М. А. Булгакова был проведен обыск, во время
которого была арестована (именно арестована!) рукопись “Собачьего сердца”.
Только в 1987 году повесть была опубликована в России. Мне кажется,
что это самое провидческое произведение великого Мастера, в котором
он предостерегает нас: революция не может воспитать в человеке высокую
духовность, уважение к личности, осознанное отношение к происходящему:
все это возможно лишь в процессе эволюционного развития общества и человека.