<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Нравственные
эксперименты Воланда в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Если попытаться
апределить одним словом богатство идей и образов романа “Мастер и Маргарита”,
то можно сказать, что это — роман-испытание. Каждый из героев, даже
самый ничтожный, второстепенный, становится участником фантастического
эксперимента. Может быть, этот самый герой никогда и в глаза не видел
Воланда, но тем не менее сам сатана испытывает его. В человеке исследуется
способность к добру, милосердию, любви, верности, решимости. Поразительно,
что подобные эксперименты проводит именно сатана и никто другой. Будучи
представителем темных сил, он в то же время является провозвестником
добра.
С более или менее значимыми героями Воланд разговаривает лично. Причем
беседа с ними больше напоминает допрос. В первой же главе происходит
знаменательный разговор на Патриарших прудах поэта Ивана Бездомного
и редактора Берлиоза с очень странным незнакомцем. Оба — члены МАССОЛИТа
— убежденные атеисты. Первый — невежественный, пусть и претендующий
на звание поэта, второй — вполне образованный, так сказать “подкованный”,
в научном плане атеист.
Загадочный иностранный профессор (“шпион”) предсказывает смерть Берлиоза.
Собственно, после того, как тому отрезало трамваем голову, и начинается
испытание для Ивана Бездомного. Он уже понимает, что на Патриарших они
имели дело с какой-то нечистой силой, в мозг его с поразительной ясностью
впечатался рассказ незнакомца о Понтии Пилате. Бездомный ни минуты не
сомневается, что таинственный профессор действительно сам присутствовал
при разговоре Пилата с Иешуа. Но разве мог кто-нибудь поверить столь
неправдоподобному рассказу, тем более в антирелигиозно настроенной Москве?
Вполне естественно, что несчастного поэта принимают за сумасшедшего.
Да и у читателя поначалу этот герой вызывает желание посмеяться над
ним — уж слишком нелепо выглядит оборванная фигура в кальсонах, с украденными
иконкой и свечой в руках.
Но именно Бездомный, вызывающий жалостливую улыбку у читателя, и проходит
испытание Воланда!
Поэт — человек немного наивный, доверчивый. Он беспрекословно поверил
Мастеру, когда тот объявил, что незнакомец в парке — сам сатана, поверил
и в печальную историю о любви и сожженной рукописи. Разговор с Мастером
приводит к некоему прозрению, поэтому Бездомный открыто и прямо может
заявить, что стихи его не просто бездарны — чудовищны! Ивана Мастер
впоследствии назовет своим учеником, конечно не в литературном плане.
Другие эксперименты Воланда не столь успешны, если рассматривать их
с точки зрения общечеловеческой морали. Воланд прибыл в Москву убедиться,
что люди изменились. И сам же на выступлении в Варьете говорит о том,
что люди остались такими же, то есть мелочными, жадными до денег и вещей.
И вдобавок ко всему теперь москвичам не дает покоя “квартирный вопрос”.
Вокруг пресловутого вопроса вертится немало человеческих судеб. Огромное
количество людей в безудержном стремлении расширить уже имеющуюся или
приобрести новую жилплощадь не гнушается ничем: ни прошениями, ни мольбами,
ни кляузами, ни доносами. Характерный представитель таких людей — киевский
дядюшка умершего Берлиоза. Он поражает своей цепкостью и изворотливостью
в желании завладеть квартирой племянника. Ему, естественно, не удается
задуманное. Воланд не позволяет таким людям выигрывать.
И подобных героев, цепких, жадных, трусливых, на страницах романа встречается
немало. Тут и председатель жилто-варищества Никанор Иванович Босой,
берущий взятки легко и изящно, и распутный пьяница Степа Лиходеев, и
Варенуха, и Римский, и Семплеяров, и все посетители Варьете. Среди них
вряд ли отыщется хотя бы один истинно благородный, добродетельный человек.
Самое же трудное испытание выпадает, безусловно, Мастеру и Маргарите.
Они выдерживают его, но вовсе не потому, что идеальны. Нет, они обладают
многими человеческими слабостями и недостатками. Но зато они умеют любить
и во имя этой любви стремятся спасти друг друга, оградить от бед.
Маргарита ради возлюбленного готова продать душу дьяволу и действительно
делает это при первой же возможности, ничуть не сожалея. Когда же Воланд
просит ее назвать свое желание, она вдруг вспоминает о несчастной Фриде,
убившей своего ребенка, и просит за нее. Воланд с явной иронией спрашивает
Маргариту: неужели она является столь высокоморальным человеком? Маргарита
отвечает, что ее просьба была вызвана вовсе не высоким порывом души,
а нежеланием обмануть человека, которому подала надежду. Но это и есть
милосердие самой высокой пробы, милосердие, не считающее себя добродетелью.
За одно это Маргарита заслуживает счастья с любимым.
Мастер также заслужил и любовь, и воскрешение своей рукописи, и вечный
покой. Да, он был слаб, он сжег свой роман, пожираемый неведомым страхом,
он утратил веру в себя и в дело своей жизни. Но эта слабость стократ
искупается его любовью, верностью и добротой.
Роман Булгакова служит вечным напоминанием о том, что зло и недобропорядочность
— наказуемы, добродетель — всепобеждающа, а грехи, как бы тяжелы они
ни были, искупаются искренним раскаянием.