<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Москва
в изображении М. Булгакова
Роман Михаила
Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” рассказывает о нравственной
ответственности человека за свои поступки. Действия в нем происходят
в разных временных пластах, но они объединены одной идеей — поисками
истины и борьбой за нее. Вражда, недоверие к инакомыслящим людям, зависть
царят в мире во все времена Произведение Булгакова “Мастер и Маргарита”
можно назвать исторической и психологической книгой о времени и о людях.
Этот роман является уникальным человеческим документом той примечательной
эпохи.
События в “Мастере и Маргарите” начинаются “однажды весной, в час небывалого
жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах”. В столице появляется
сатана со своей свитой. Дьявольщина в этом романе играет роль вполне
реалистическую и может служить блистательным примером гротескного обнажения
московской действительности. Воланд проносится над Москвой, карая шумливость
и непорядочность. Его целью является обнажение негативных явлений в
обществе.
Фантастический поворот событий одного московского дня позволяет писателю
развернута перед
нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проведя аналогию
с самой жизнью. Внезапное столкновение москвичей с нечистой силой выворачивает
наизнанку видимость всех этих берлиозов, никаноров Ивановичей и латунских.
Сеанс черной магии, который Воланд проводит со своей свитой в столичном
варьете, в переносном и буквальном смысле раздевает большинство зрителей
из зала. Фокусы, проделанные им, — это испытание москвичей на алчность
и милосердие.
С сюжетной линией Воланла связано изображение мира московского мещанства:
различных дельцов, прохиндеев, воришек, завистников, взяточников и многих
других, то есть той породы людишек, которые существовали во все времена.
Сталкивая их с нечистой силой, писатель показывает, что в них нет нравственной
опоры. Всего на три дня Воланд со свитой появляется в Москве, и на это
время спадает покров серой повседневности, и мир предстает перед нами
в своей наготе, порой весьма и весьма непривлекательной.
Если судить о человечестве по этим людям, то становится страшно. Так,
например, Булгаков показывает сцену с трамвайной кондукторшей: “Та,
лишь только увидела кота, лезущего в трамвай, со злобой, от которой
даже тряслась, закричала: — Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай,
а то милицию позову! Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая
суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было еще полбеды, а
то, что он собирается платить”. Демонстрация особенностей поведения
некоторых жителей Москвы 30-х гг. проходит через многие главы романа.
Так Булгаков изобличает конферансье, человека без юмора и фантазии,
который вымучивает шутки, но они никому не интересны и уж тем более
не смешны; всех жильцов “нехорошей квартиры”, из которой пропадают люди;
служащих Управления зрелищ, которые были загнаны начальством в хоровой
кружок и против воли надрывали глотки, исполняя “Священный Байкал”;
высокопоставленного чиновника, соседа Маргариты, который даже во время
полета на шабаш ведьм не расстается со своим портфелем.
В этом романе перед нами предстают люди, которые живут в 30-е гг. в
Москве, человеческая суть которых сводится к какой-то одной мелкой страсти.
Так, всех литераторов МАССОЛИТа объединяет не звание писателя, а обладание
заветным членским билетом, “коричневым, пахнущим дорогой кожей с золотой
широкой каймой”.
Сатирическое изображение мещан и демократов перерастает в гротеск. В
своем романе “Мастер и Маргарита” Булгаков полностью подменяет какого-нибудь
героя неодушевленной вещью. Так, в одной из глав романа костюм Прохора
Петровича разговаривал, звонил, подписывал бумаги. После посещения Воландом
Москвы, из эпилога мы видим — мало что изменилось, а произошедшие перемены
— мнимые. Лиходеев заведует гастрономом, Алоизий Могарыч занимает кабинет
фининспектора Римского, а Варенуха все мучится из-за Алоизия.
Сама идея поместить в Москву 30-х гг. Воланда и его свиту была глубоко
наваторской. Воланд появляется в Москве, чтобы испытать героев романа,
покарать взяточников, лихоимцев и предателей. Суд над ними вершится
не по законам добра, а по законам зла. По мысли Булгакова, в сложившейся
ситуации в Москве бороться со злом следует силами зла, чтобы восстановить
справедливость. В этом и заключается трагический гротеск романа.