<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Как
я понимаю основную идею романа М. А. Блгакова «Мстер и Мргарита»
Свою главную
книгу, называвшуюся первоначально “Черный маг” или “Копыто инженера”,
М. А. Булгаков задумал зимой 1929/30 года. Последние вставки в роман
он диктовал своей жене в феврале 1940 года, за три недели до смерти.
Он писал “Мастера и Маргариту” в общей сложности более 10 лет. О романе
М. А. Булгакова исследователями разных стран написано очень много. Среди
трактовавших книгу критиков есть и такие, кто склонен прочитывать ее
как зашифрованный политический трактат: в фигуре Воланда пытались угадать
Сталина и даже его свиту расписывали согласно конкретным политическим
ролям. Трудно представить себе что-либо более плоское, одномерное, далекое
от природы искусства, чем такая трактовка булгаковского романа.
Иные истолкователи романа увидели в нем апологию дьявола, любование
мрачной силой, какое-то особое, едва ли не болезненное пристрастие автора
к темным стихиям бытия. При этом они досадовали на атеизм автора, его
нетвердость в догматах православия, позволившую ему сочинить сомнительное
“Евангелие от Воланда”. Другие же, вполне атеистически настроенные,
наоборот, упрекали писателя в “черной романтике” поражения, капитуляции
перед миром зла.
В самом деле, М. А. Булгаков называл себя “мистическим писателем”, но
мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя. Воланд и
его свита совершали в романе небезобидные и часто мстительные чудеса,
наподобие злых волшебников в доброй сказке. Одной из главных мишеней
Воланда становится самодовольство рассудка, в особенности его ате-истичность,
сметающая с пути заодно с верой в бога всю область загадочного и таинственного.
С наслаждением отдаваясь вольной фантазии, расписывая фокусы, шутки
и перелеты Азазелло, Коровьева и кота, любуясь мрачным могуществом Воланда,
автор посмеивается над непоколебимой уверенностью, что все формы жизни
можно расчислить и спланировать, а процветание и счастье людей ничего
не стоит устроить — стоит только захотеть. М. А. Булгаков сомневается
в возможности штурмом обеспечить равномерный и однонаправленный прогресс.
Его мистика обнажает трещину в рационализме. Он осмеивает самодовольную
кичливость рассудка, уверенного в том, что, освободившись от суеверий,
можно создать точный чертеж будущего, рациональное устройство всех человеческих
отношений и гармонию в душе самого человека. Здравомыслящие литературные
сановники вроде Берлиоза, давно расставшись с верой в. бога, не верят
даже в то, что им способен помешать, поставить подножку его величество
Случай. Несчастный Берлиоз, точно знавший, что будет делать вечером
на заседании МАССОЛИТа, всего через несколько минут гибнет под колесами
трамвая. Так и Понтий Пилат в “евангельских” главах романа кажется себе
и людям человеком могущественным. Но проницательность Иешуа поражает
прокуратора не меньше, чем собеседников Воланда странные речи иностранца
на скамейке у Патриарших прудов. Самодовольство римского наместника,
его земное право распоряжаться жизнью и смертью других людей впервые
поставлено под сомнение. Пилат решает судьбу Иешуа. Но по существу,
Иешуа — свободен, а он, Пилат, отныне пленник, заложник собственной
совести. И этот двухтысячелетний плен — наказание временному и мнимому
могуществу.
История Иешуа Га-Ноцри лишь в самом начальном варианте романа имела
одного рассказчика-дьявола. Поощряемый недоверием собеседников на скамейке,
Воланд начинает рассказ как очевидец того, что случилось две тысячи
лет назад в Ершалаиме. Кому, как не ему, знать все: это он незримо стоял
за плечом Пилата, когда тот решал судьбу Иешуа. Но рассказ Воланда был
продолжен уже как сновидение Ивана Бездомного на больничной койке. А
дальше эстафета передается Маргарите, читающей по спасенным тетрадям
фрагменты романа Мастера о смерти Иуды и погребении. Три точки зрения,
а картина одна, хоть и запечатленная разными повествователями, но именно
оттого трехмерная по объему. В этом как бы залог неоспоримой достоверности
случившегося.
Один из ярких парадоксов романа заключается в том, что, изрядно набедокурив
в Москве, шайка Воланда в то же время возвращала к жизни порядочность,
честность и жестоко наказывала зло и неправду, служа, как ни странно,
утверждению тысячелетних нравственных заповедей. И если его свита предстает
в личине мелких бесов, неравнодушных к поджогам, разрушению и пакостничеству,
то сам мессир неизменно сохраняет некоторую величавость. Он наблюдает
булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт, словно
он и впрямь послан в командировку от небесной канцелярии. А полномочия
его велики: он обладает привилегией наказующего деяния, что никак не
с руки высшему созерцательному добру. К услугам такого Воланда легче
прибегнуть и отчаявшейся Маргарите. “Конечно, когда люди совершенно
ограблены, как мы с тобой, — делится она с Мастером, — они ищут спасения
у потусторонней силы”. Булгаковская ситуация в зеркально перевернутом
виде варьирует историю Фауста. Фауст продал душу дьяволу ради страсти
к познанию и предал любовь Маргариты. В романе Маргарита готова на сделку
с Воландом и становится ведьмой ради любви и верности Мастеру.
Мысль о преображении, перевоплощении всегда волновала Булгакова. На
низшей ступени — это преображение внешнее. Но способность к смене облика
на другом этапе замысла перерастает в идею внутреннего преображения.
В романе свой путь душевного обновления проходит Иван Бездомный и в
результате заодно с прошлой биографией теряет свое искусственное и временное
имя. Только недавно в споре с сомнительным иностранцем Бездомный, вторя
Берлиозу, осмеивал возможность существования Христа, и вот уже он, в
бесплодной погоне за воландовской шайкой, оказывается на берегу Москвы-реки
и как бы совершает крещение в ее купели. С бумажной иконкой, приколотой
на груди, и в нижнем белье является он в ресторан МАССОЛИТа, изображенный
подобием вавилонского вертепа — с буйством плоти, игрой тщеславия и
яростным весельем. В новом облике Иван выглядит сумасшедшим, но в действительности
это путь к выздоровлению, потому что, лишь попав в клинику Стравинского,
герой понимает, что писать скверные антирелигиозные агитки — грех перед
истиной и поэзии. Потеряв рассудок, Иван как бы обретает его, прозрев
духовно. Одно из проявлений душевного выздоровления — отказ от претензии
на всезнание и всепонима-ние. В эпилоге романа Иван Николаевич Понырев
возникает перед нами в облике скромного ученого, будто за одно с фамилией
изменилось и все его духовное существо.
Перевоплощение отметит и фигуру Мастера, и Маргариты. У М. А. Булгакова
она уже совсем явно склонна к перевоплощению, миграции души. Есть в
ней отсвет Маргариты Наваррской — московской прапрапраправнучкой королевы
Марго называет ее Коровьев. Но ведь Маргарите суждено еще обернуться
ведьмой и, совершив свой опасный и мстительный полет над Арбатом, оказаться
на балу у сатаны.
Притягивает к себе загадка слов, определивших посмертную судьбу Мастера:
“Он не заслужил света, он заслужил покой”. Учитель Левия Матвея не хочет
взять Мастера “к себе, в свет”, и это место романа не зря стало местом
преткновения для критики, потому что, по-видимому, именно в нем заключено
собственно авторское отношение к вере и к идее бессмертия.
Выбирая для Мастера его посмертную судьбу, М. А. Булгаков тем самым
выбирал судьбу себе. О бессмертии, как о долговечной сохранности души
в творении искусства, как о перенесении себя в чью-то душу с возможностью
стать ее частицей, размышлял М. А. Булгаков, сочиняя свою главную книгу.
Его волновала и судьба наследования идей преданным Левием Матвеем или
прозревшим Иваном Бездомным. Научный сотрудник института истории и философии
Иван Николаевич Понырев как ученик, увы, не более даровит, чем не расстающийся
с козьим пергаментом Левий Матвей. Но теперь он полон вопросов к себе
и миру, готов удивляться и узнавать. “Вы о нем... продолжение напишите”,
— говорит, прощаясь с Иваном, Мастер. Не надо ждать от него духовного
подвига, продолжения великого творения. Он сохраняет доброе здравомыслие
— и только. И лишь одно видение, посещающее его в полнолуние, беспокоит
его временами: казнь на Лысой горе и безнадежные уговоры Пилата, чтобы
Иешуа подтвердил, что казни не было...