<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Добро
и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Добро и
зло... На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться
с ними. Эти понятия неразделимы. Где есть добро, там есть и зло. И не
всегда носителями добра и зла могут быть разные люди, особой трагичности
достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека.
В своем романе М. А. Булгаков показывает читателям эту вечную борьбу
добра и зла. Причем делает это своеобразно - перед нами появляются два
романа. Автор в одной книге описывает события двадцатых-тридцатых годов
нашего века и события библейских времен. Булгаков представляет вниманию
читателей роман в романе, и оба они объединены одной идеей - поисками
истины и борьбы за нее.
Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Пон-тия
Пилата. По воле судьбы перед ним человек — зовут его Иешуа, — которого
обвиняют в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант
хотел было оправдаться: “Добрый человек! Поверь мне...”, но его тут
же “научили” соблюдать этикет и правильно обращаться к прокуратору.
Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих
и подчиняющихся им. И вдруг появляется человек, который думает иначе:
“...рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”. Этот человек
не боится возражать прокуратору и делает это столь просто, что Понтий
Пилат приходит на некоторое время в замешательство. В невиновности Иешуа
прокуратор убеждается сразу же. Но, несмотря на это, он проявляет малодушие:
из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет
против своих убеждений, голоса человечности и совести. Иешуа казнен.
Понтия же Пилата преследуют кошмары, а его могущество оказывается мнимым.
Он трус, верный слуга кесаря. Совесть мучает прокуратора, и ему никогда
не будет покоя.
Но как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа? Герои
и времена, описанные в этих двух романах, как будто разные, а суть одна.
Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который
окружает Мастера, и в мире, где живет Иешуа. Все эти пороки обнажает
Воланд. Воланд - это художественно переосмысленный образ Сатаны. Цель
Сатаны и его помощников, появившихся в Москве, -обнажить сущность негативных
явлений в человеческом обществе, выставить их на всеобщее обозрение.
Фокусы Воланда в Варьете и прочие его проделки лишний раз показывают
читателю всю порочность человеческой природы. В конце представления
Воланд приходит к выводу: “Ну что же... они — люди как люди. Любят деньги...
и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем,
напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...”. Воланд
точно определяет “кто есть кто”: Степа Лиходеев, известный человек в
культурном мире Москвы, - бездельник, развратник и пьяница; Никанор
Иванович Босой- взяточник; Фокин, буфетчик “Варьете”,- вор; барон Майгель,
служащий одной из контор, - доносчик, а “тщательно маскирующийся под
пролетария” поэт А. Рюхин - закоренелый лицемер.
Но вечное стремление к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение
добра и любви - Иисус Христос - жив в душах людей. Мастер, главный герой
романа, создает роман о Христе и Пилате. Христос для него — это мыслящая
и страдающая личность, бескорыстно служащая людям. Мастер пытается проникнуть
в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Истина открылась ему, и
он шагнул навстречу добру, чтобы выполнить то, зачем он пришел на землю,
- написать роман об Иисусе Христе. Но такой герой не впишется ни в один
социальный заказ, а сам автор всегда будет считаться врагом общества.
Литературные критики буквально набросились на него. Увы, мир оказался
таким, каков он есть. И лишь Сатана оказался способным раздать всем
по заслугам.
Мастер уходит от людей. Но на земле у него остался ученик и роман, которому
суждена долгая жизнь. И этот роман служит нам постоянным напоминанием
о том, что наши нравственные проблемы предстоит решать нам самим. Борьба
добра и зла продолжается...