<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Булгаков
— мистик в кавычках
Дьявола,
пожалуй, для Булгакова
действительно не существует
Е. Сидоров
По профессии Михаил Афанасьевич Булгаков был врачом. И первые его писательские
работы были навеяны впечатлениями земского врача. Видимо, медицина располагаетк
глубинным размышлениям о жизни. Вспомним Чехова — он тоже был медиком.
О Чехове в связи с Булгаковым-мистиком я вспомнил потому, что, по некоторым
литературным источникам, например — эссе В. Розанова, Антон Павлович
в жизни не лишен был мистических убеждений и настроений.
Итак, можно предположить, что мистическое мироощущение свойственно в
той или иной степени всем врачам. Это понятно, потому что им приходится
быть частыми свидетелями смерти людей. Булгаков не избежал мистических
настроений, но они у него вылились в сатиру. К своему роману “Мастер
и Маргарита” Булгаков шел длинным путем: в начале 20-х годов им был
задуман роман “Инженер с копытом”, и лишь с 1937 года этот роман стал
называться “Мастер и Маргарита”. Как видим, мистическая символика с
самого начала творческого пути интересовала автора. Но интересовала
как символика, не более того. Мистику Булгаков использовал во многих
своих вещах как более удобную для него форму передачи своих размышлений
о жизни.
Дьяволиада — один из любимых булгаковских мотивов, ярко был выписан
в “Мастере и Маргарите”. Но мистика в романе играет вполне реалистическую
роль и может служить примером гротеско-фантастического, сатирического
обнажения противоречий действительности. Воланд карающей силой проносится
над Москвой. Его жертвами становятся глумливые и непорядочные люди.
Потусторонность, мистика с этим дьяволом как бы не вяжутся. Если такого
Воланда не был© бы в государстве, погрязшем в пороках, то его надо было
бы выдумать.
И вообразили, что спрятались: к буфетчику с “рыбкой второй свежести”
и золотыми десятками в тайниках; к профессору, чуть подзабывшему Гиппократову
клятву; к умнейшему специалисту по “разоблачению ценностей...”
Совсем не дьявол страшен автору и его любимым героям. Нечистая сила
для автора не существует в действительности, как не существовало и богочеловека.
В романе Булгакова живет иная, глубокая вера — в исторического человека
и в непреложные нравственные законы. Не то плохо, что Берлиоз отрицает
существование Бога и страстно доказывает это незнакомцу на Патриарших,
а то, что Берлиоз полагает, что раз Бога нет, стало быть, все дозволено.
Мистическое возникает в романе только после упоминания на первых страницах
имени философа Канта. Это совсем не случайно. Для Булгакова идея Канта
— программная. Он вслед за философом утверждает, что нравственные законы
заключены в человеке и не должны зависеть от религиозного ужаса перед
грядущим возмездием, тем самым страшным судом, язвительную параллель
которому можно легко усмотреть в бесславной гибели начитанного, но бессовестного
атеиста, возглавлявшего Московскую ассоциацию писателей.
И Мастер, главный герой книги, написавший роман о Христе и Пилате, тоже
далек от мистики. Им написана на историческом материале книга, глубокая
и реалистическая, далекая от религиозных канонов. Этот “роман в романе”
фокусирует в себе этические проблемы, которые должны решить для себя
-каждое поколение людей, а также каждая отдельная мыслящая и страдающая
личность.
Итак, мистика для Булгакова лишь материал. Но читая “Мастера и Маргариту”,
порой все же ощущаешь, будто тени Гофмана, Гоголя и Достоевского бродят
неподалеку. Отзвуки легенды о великом инквизиторе звучат в евангельских
сценах романа. Фантастические мистерии в духе Гофмана преображены русским
характером и, утратив черты романтической мистики, становятся горькими
и веселыми, почти бытовыми. Мистические мотивы Гоголя возникают лишь
как лирический знак трагизма, когда роман подходит к завершению: “Как
грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал
в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой
землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший.
И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, онотдается
с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его”.
“Рукописи не горят”, — произносит один из героев романа, пытаясь сжечь
свою рукопись, но это не приносит ему облегчения. Мастер помнит текст
наизусть. Человеческая память добра и справедливости выше всякой мистики.
Булгаков это знал.