<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
«Я
— часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»
Но в этом
мире случайностей нет,
И не мне сожалеть о судьбе...
В.Гребенщиков
Несколько слов эпиграфа бывают, как правило, призваны намекнуть читателю
на что-то особенно важное для автора. Это может быть и историческое
значение изображаемого, и специфика художественного воплощения, и глобальная
философская проблема, решаемая в произведении. ,
Эпиграф романа “Мастер и Маргарита”, по сути дела, является краткой
формулировкой основной идеи дальнейшего повествования, заключенной в
констатации бессилия человека перед высшим законом судьбы и неизбежностью
справедливого воздаяния всем живущим относительно их мыслей, эмоций
и поступков.
Сам же роман со всеми его сюжетными линиями и их причудливыми поворотами,
множеством совершенно разных героев, контрастными пейзажами и импрессионистичными
рассуждениями о мелочах повседневности превращается в развернутое, детальное
исследование и подтверждение “первоначальной гипотезы”. При этом образы,
возникающие в сюжетно-фи-лософской картине романа, вписываются в нее
столь органично, что не возникает сомнений в их достоверности.
Во всех аспектах существования, представленных в романе, идея фатализма
и всеобщей “подсудности”, заявленная в эпиграфе, постоянно доказывается
фактически, меняя свой художественный и сюжетный облик в зависимости
от задействованных образов.
Так, Бездомный, отказавшийся принять логику зависимости событий человеческой
жизни от фактора судьбы, изложенную Воландом в самом начале романа,
вскоре сам стал ее жертвой.
Другое доказательство подчиненности поворотам судьбы возникает из многочисленных
предсказаний будущего людей как следствия их прошлого и настоящего и
игнорирование их большинством. Ярким примером тут служит предсказание
смерти Берлиоза в деталях, психушки для Бездомного или разговор об “истине”
и “добрых людях” между Иешуа и Пон-тием Пилатом. В то же время на самого
разного рода надувательства люди крайне охотно “покупались”. “Сеанс
черной магии с полным ее разоблачением” в варьете, дурачества Ко-ровьева
и Бегемота в “Грибоедове”, отправка в Ялту Степы Лиходеева и многое,
многое другое, устроенное свитой Волан да для увеселения их господина,
вызывало среди людей больше интереса и удивления, чем проявление вселенских
закономерностей.
В отношении “высоких чувств” тоже существует система объективной оценки.
Система эта, при всей своей справедливости, не щадит, однако, человеческих
мелочных слабостей. “Без драм, без драм!” — говорит раздраженный Азазелло
Маргарите в Александровском саду, меньше всего задумываясь о ее переживаниях.
Истинное искусство также было оценено по достоинству. Тут выясняется,
что люди не в состоянии даже придумать достойную награду, что она неизбежна,
как и наказание, и имеет те же источники. “Исполнитель” в лице Аза зелло
в результате вынужден предлагать эту награду так, чтобы не было вообще
никакой возможности отказаться.
Носителем и воплощением идеи бесстрастного судьи в романе выступает
Воланд. Он имеет право наказывать и награждать, определять соразмерность
причины и следствия, учитывая индивидуальность героев или ее отсутствие.
Такие, как Маргарита, эти испытания выдерживают; такие, как Римский,
Варенуха, Аннушка, Тимофей Квасцов и многие другие, — нет...
Манера поведения Воланда происходит отнюдь не от “доброты душевной”.
Он сам подвластен закону, вершителем которого является, только в значительно
меньшей степени, чем все другие персонажи. “Все будет правильно, на
этом построен мир”, — говорит он, намекая на то, что и судьба сатаны
должна в итоге вписываться в это построение.
Исполнение желания Маргариты о прощении Фриды — неожиданное исключение,
случайность непредусмотренная и малозначительная — свидетельствует о
том, что даже дьявол не способен предвидеть все.
Преимущество Воланда — в его признании верховенства закона жизни над
всеми и соответствующей оценке своих возможностей. Отсюда и некоторая
афористичность речи и непререкаемо-утвердительные интонации. Его реплики
звучат как аксиомы: “Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего,
и в особенности у тех, кто сильнее вас, сами предложат и сами все дадут”,
“...зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?”
В итоге становится очевидно, что философская сущность эпиграфа, рассмотренная
со многих различных позиций в действии романа, получила фактическое
подтверждение в эпилоге. Факты, явившиеся результатом “исполнения приговора”
(покой Мастера и Маргариты, освобождение Пилата, переоценка ценностей
Бездомным, переполох среди московских обывателей), лучше всего доказывают
верность мысли, заключенной в строках эпиграфа.