<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
"Рукописи
не горят" (По роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита")
"Рукописи
не горят" — с этой верой в упрямую, неуничтожимую силу искусства
умирал писатель Михаил Булгаков, все главные произведения которого лежали
в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть
века спустя одно за другим пришли к читателю. "Рукописи не горят",
— эти слова как бы служили автору заклятием от разрушительной работы
времени, от глухого забвения предсмертного и самого дорогого ему труда
— романа "Мастер и Маргарита".
И заклятие подействовало, предсказание сбылось. Время стало союзником
М. Булгакова, и роман его не только смог явиться в свет, но и среди
других, более актуальных по теме книг последнего времени оказался произведением
насущным, неувядающим, от которого не пахнет архивной пылью. Взять хотя
бы то, что если к роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
подходить традиционно, оперируя такими привычными инструментами анализа,
как тема, идея, жанр, то заблудишься в нем в два счета, словно в дремучем
лесу. Ни в какие схемы он не укладывается.
Прочитанная множеством читателей книга, вызвавшая немало споров, толков,
вопросов и догадок, стала жить своей жизнью в литературе. Возникло даже
что-то вроде "моды на Булгакова".
И все-таки, почему "рукописи не горят", почему эта книга привлекает
внимание? По-моему, благодаря все той же необычности построения романа,
оригинальности сюжета. Есть основания назвать роман бытовым: в нем широко
развернута картина московского быта тридцатых годов. Но не меньше оснований
считать его фантастическим, философским, любовно-лирическим и, само
собой разумеется, — сатирическим. Пусть в романе не все выписано ровно
и до конца, внимание любого читателя остановит, я думаю, его форма —
яркая, увлекательная, непривычная. Ведь не зря же, прочтя последнюю
страницу, испытываешь искушение начать перечитывать книгу заново, вслушиваясь
в мелодию булгаковской фразы: "В тот час, когда уж, кажется, и
сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось
куда-то за Садовое кольцо, — никто не пришел под липы, никто не сел
на скамейку, пуста была аллея".
Едва ли найдется читатель, который возьмет на себя смелость утверждать,
что нашел ключи ко всем таящимся в романе загадкам. Но многое в нем
приоткроется, если хотя бы бегло проследить десятилетнюю историю его
создания, не забывая при этом, что почти все произведения Булгакова
родились из его собственных переживаний, конфликтов, потрясений.
Не случайно в романе появляется легенда об Иешуа, так как в жизни писателя
был свой Понтий Пилат — Главре-пертком. И писатель понимал, что рано
или поздно будет распят. Но, видно, теплилась в нем надежда на здравый
смысл "прокуратора", на возможность взаимопонимания. И, может
быть, представлялся ему такой спор, какой в романе, уже после казни
философа, Пилат видит во сне: "Они ни в чем не сходились друг с
другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем".
Так или иначе, но вполне можно утверждать, что именно собственная судьба
заставила писателя вспомнить новозаветную библейскую историю и ввести
ее ъ роман. В первых его набросках еще нет ни Мастера, ни Маргариты,
а дьявол появляется в Москве в одиночку, без свиты. Но начинается действие
так же, как в окончательном издании: бесе дои Сатаны с двумя литераторами
явно рапповского толка. Он рассказывает им эту библейскую историю с
таким старанием, словно добивается, чтобы собеседники его в зеркале
тех стародавних событий, в решениях синедриона и прокуратора Иудеи увидели
и свой, рапповский, изуверский фанатизм.
Но Булгаков не сравнивал себя с Иисусом, хотя и исповедовал те же принципы,
то же добро и справедливость. Мастер (как его по праву можно назвать)
не стремился это проповедовать, он скорее расчищал дорогу для добра
с помощью ядовитого жала сатиры. И в этом он больше сродни Воланду,
которого и делает главным персонажем романа.
Но для чего же тогда появляется в романе Мастер? А для того, чтобы создать
пятое, гораздо более стройное Евангелие, чем новозаветное.
Но главное — в его изложении эта история становится до того по-земному
живой, что в ее реальности невозможно усомниться. И в глубине сознания
рождается совершенно безумная мысль: нет, это не Сатана, не Воланд,
а сам Булгаков, прежде чем в роли Мастера сесть за письменный стол,
"лично присутствовал при всем этом". Сделав Мастера своим
двойником, подарив ему некоторые перипетии своей судьбы и свою любовь,
Булгаков сохранил для себя деяния, на которые у Мастера уже не было
сил, да и не могло быть по его характеру. И Мастер получает вечный покой
вместе с Маргаритой и восставшей из пепла рукописью сожженного им романа.
И я с уверенностью повторяю слова всезнающего Воланда: "Рукописи
не горят".