<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
«Кто
сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По
роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
В этой
горнице колдунья
До меня жила одна:
Тень ее еще видна
Накануне новолунья.
А. Ахматова
Прошло уже более шестидесяти лет со дня смерти великого М. Булгакова.
Надгробьем писателя на Новодевичьем кладбище стал камень с могилы любимого
им Н. В. Гоголя. Теперь на нем два имени. Рядом со своим Мастером покоится
его Маргарита, Елена Сергеевна Булгакова. Именно она стала прототипом
этого самого пленительного женского образа в русской литературе XX века.
“За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей... любви?..
За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!”.
Так начинает Булгаков вторую часть своего “закатного” романа, словно
предвкушая радость истории о вдохновенном чувстве с первого взгляда.
Встреча героев происходит случайно.
Мастер рассказывает о ней поэту Бездомному. Итак, перед нами женщина
в чёрном весеннем пальто, несшая в руках “отвратительные, тревожные,
желтые цветы”. Героя поразила не столько ее красота, “сколько
Почему же Маргарита так одинока? Чего не хватает ей в жизни? Ведь она
имеет молодого и красивого мужа, который к тому же “обожал свою жену”,
живет в прекрасном особняке одного из арбатских переулков, не нуждается
в деньгах.
Что же нужно было этой женщине, в глазах которой горел какой-то непонятный
огонь! Неужели он, мастер, человек из убогой подвальной квартиры, одинокий,
замкнутый? И на наших глазах произошло чудо, о котором так ярко написал
Булгаков: “..я вдруг... понял, что всю жизнь любил эту женщину!”. Явившаяся
как внезапное озарение, мгновенно вспыхнувшая любовь оказывается сильнее
житейских невзгод, страданий, сильнее смерти.
Эта женщина стала не просто тайной женой художника, а его Музой: “Она
сулила славу, подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером”.
Было им вместе хорошо и спокойно.
Но вот наступают темные дни: написанный роман подвергся яростной критике.
Закончилась любовная идиллия, началась борьба. И именно Маргарита оказалась
готовой к ней. Не могут погасить любовь ни травля, ни тяжелая болезнь,
ни исчезновение возлюбленного. Подобно Левию Матвею, она готова бросить
все, чтобы идти за Мастером и, если надо, погибнуть с ним вместе. Маргарита
— единственный настоящий читатель романа о Понтии Пилате, его критик
и защитник.
Для Булгакова верность в любви и стойкость в творчестве — явления одного
порядка. Более того, Маргарита оказывается сильнее мастера. Ей не знакомы
ни чувство страха, ни растерянность перед жизнью. “Верую”, — это слово
женщина повторяет постоянно. За свою любовь она готова платить
сполна: “Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать,
жив он или нет!”.
Дьявол не заставил себя долго ждать. Чудодейственный крем Азазелло,
летающая швабра и прочие атрибуты ведьмы становятся в романе символами
духовного освобождения от ненавистного дома, от честного и доброго,
но такого чужого мужа: “Маргарита ощутила себя свободной от всего...
она покидает особняк и прежнюю свою жизнь навсегда!”.
Полету Маргариты посвящена целая глава. Фантастика, гротеск здесь достигают
высшего накала. Упоение полетом над “туманами росистого мира” сменяется
вполне реалистической местью Латунс-кому. А “дикий разгром” квартиры
ненавистного критика соседствует со словами нежности, адресованными
четырехлетнему мальчику.
На балу у Воланда мы встречаемся с новой Маргаритой, всесильной королевой,
участницей сатанинского шабаша. И все это ради любимого. Однако для
Маргариты любовь тесно связана с милосердием. Даже став ведьмой, она
не забывает о других. Потому ее первая просьба о Фриде. Покоренный благородством
женщины, Воланд возвращает ей не только любимого, но и сожженный роман:
ведь настоящая любовь и истинное творчество не подвластны ни тлению,
ни огню.
Мы снова видим влюбленных в их маленькой квартире. “Маргарита тихо плакала
от пережитого потрясения и счастья. Тетрадь, исковерканная огнем, лежала
перед ней”.
Но Булгаков не готовит своим героям счастливого финала. В мире, где
торжествуют бездушие и ложь, нет места ни любви, ни творчеству.
Интересно, что в романе существуют две картины смерти влюбленных.
Одна из них вполне реалистическая, дающая точную версию ухода из жизни.
В тот миг, когда больной, помещенный в 118-й нумер клиники Стравинского,
скончался на своей койке, на другом конце Москвы в готическом особняке
вышла из своей комнаты Маргарита Николаевна, внезапно побледнела, схватилась
за сердце и упала на пол.
В плане же фантастическом наши герои выпивают фалернское вино и переносятся
в мир иной, где им обещан вечный покой. “Слушай беззвучие, — говорила
Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, — слушай и наслаждайся
тем, что тебе не давали в жизни, — тишиной... Беречь твой сон буду я”.
Теперь в нашей памяти они навсегда останутся вместе и после смерти.
А камень с могилы Гоголя глубоко вошел в землю, словно оберегая М. Булгакова
и его Маргариту от суетности и житейских невзгод, сохраняя эту всепобеждающую
любовь.