<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Эволюция образа прекрасной дамы в лирике А. Блока
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне -- изменишь облик
Ты, И дерзкое возбудишь подозренъе,
Сменив в конце привычные черты.
А. Блок
С именем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтического
поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение
совершенной женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее,
даже лейтмотива раннего творчества автора) связано с эстетикой символизма
и с философией и поэзией Вл. Соловьева. Учение последнего о Мировой
Душе или Вечной Женственности, призванной обновить и возродить мир,
прошло сквозь призму поэтического таланта Блока. При этом "Стихи
о Прекрасной Даме" во многом автобиографичны, насколько это слово
может быть применимо к поэтическому произведению. Блок воплотил в них
интимно-лирические переживания своей юности. Любимая девушка становится
в его стихах Святой, Пречистой Девой, символом женственности и красоты.
Весь цикл стихов о Прекрасной Даме пронизан пафосом целомудренной любви
к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед него как перед
олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного.
Героиня поэзии Блока видится герою не как земная женщина, а как божество.
У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица
Вселенной. Она -- небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от
земных бед:
Прозрачные, неведомые тени
К тебе плывут, и с ними
Ты плывешь,
В объятия лазурных сновидений,
Невнятных нам, --
Себя Ты отдаешь.
Она недоступна герою, потому что он -- только человек, земной, грешный,
смертный:
А здесь, внизу, в пыли, в уничиженъе,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты...
Лирический герой цикла, двойник поэта --
Порой слуга, порою милый, И вечно -- раб.
Рыцарь, коленопреклоненный монах, раб, он свершает свое служение прекрасной
царице, Пречистой Деве:
Вхожу я в темные осрамы,
Совершаю бедный обряд,
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.
Во всем герою чудится ее присутствие -- в бездонной лазури неба, в весеннем
ветре, в песне скрипки:
С той поры, что ни ночь, что ни день,
Надо мной твоя белая тень,
Запах белых цветов средь садов,
Шелест, легких шагов у прудов...
При этом героиня почти бесплотна, бестелесна, ее образ не предполагает
ничего конкретного, "осязаемого", ведь все земное ей чуждо:
Вот лицо возникает из кружев,
Возникает из кружев лицо...
Вот плывут ее вьюжные трели,
Звезды светлые шлейфом влача...
"Мне не слышны ни вздохи, ни речи", -- говорит герой.
Для описания объекта своего поклонения автор использует эпитеты типа
"лучезарный", "таинственный", "несказанный",
"озаренный", "отрадный". Но в некоторых стихах о
Прекрасной Даме ее образ принимает более конкретные, земные черты, лишенные
налета мистики:
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?
Перед нами уже не отвлеченный образ, а земная женщина; следует заметить,
что говоря о ней, поэт отказывается от прописных букв.
В стихах, последовавших вслед за циклом о Прекрасной Даме, можно проследить
дальнейшее развитие ее образа. Героиня цикла так и осталась небожительницей,
не снизошедшей к герою и его любви. В более поздних стихотворениях возникает
фигура новой героини, также по-своему воплощавшей идеал красоты и света.
Небесный ангел, Звездная Дева неожиданно падает на землю:
Звездой кровавой ты текла,
Я измерял твой путь в печали,
Когда ты падать начала.
Метафизическое падение Девы тревожит и печалит
героя, но затем он понимает, найдя свою возлюбленную
на неосвященной земле, в "неосвещенных воротах", что
И этот взор не меньше светел,
Чем был в туманных высотах.
Спустившись с "небес", героиня не потеряла своей красоты,
прелести, очарования. Так рождается на свет Незнакомка -- сошедший на
землю ангел, "гений чистой красоты", говоря словами А. С.
Пушкина. В стихотворении "Шлейф, забрызганный звездами" героиня
сравнивается с кометой, падающей вниз, соединяющей этим своим падением
небо и землю:
Шлейф, забрызганный звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землей и небесами
Вихрем поднятый костер.
Так образ мистической "Вечной Женственности" сменяется в поэтическом
мире Блока романтическим образом живущей на земле Незнакомки. И тогда
возникает другой конфликт:
Средь этой пошлости таинственной,
Скажи, что делать мне с тобой --
Недостижимой и единственной,
Как вечер дымно-голубой?
Героиня обречена на пребывание в мире пошлости и грязи. Как возможно
сосуществование прекрасного и безобразного, возвышенного и обыденного?
На этот вопрос Блок пытается дать ответ в своем стихотворении "Незнакомка".
Оно построено на противопоставлении двух миров. В первой части поэт
дает картину уродливой повседневной реальности (духота улиц, скука,
пыль, плач, визг). Обыденность, привычность происходящего подчеркиваются
неоднократным употреблением сочетания "и каждый вечер". И
в то же время --
...в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
Образ Незнакомки нельзя толковать однозначно. То ли это только видение,
пригрезившееся сидящему за стаканом вина герою? То ли это реальная женщина,
наделенная атрибутами романтической возлюбленной -- опять же, не без
воздействия алкоголя? Наследник романтизма, Блок не избегает двусмысленности
и иронии. Несомненным представляется одно: мечта и действительность
несовместимы, в мире быта нет места идеалу. Последние строки выглядят
саркастическим выводом:
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Но -- как знать? Может быть, это -- вино поэзии? Романтический по своему
характеру: образ Прекрасной Дамы придает трагическое звучание блоковским
произведениям. Идеальная возлюбленная далека, недоступна, безжизненна
она лишь символ. Со временем ее образ наполняется жизненным содержанием:
поэт ищет свою героиню в этом мире. Но встреча не может принести ему
ни радости, ни успокоения, так как невозможность существования ее на
земле очевидна. Так развивается и находит свой конец в поэзии Блока
образ Прекрасной Дамы -- Вечной Женственности желанной подруги -- падшего
ангела -- Незнакомки.