<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Своеобразие
любовной лирики А. А. Блока
Есть поэты, чье творчество входит в наши сердца как бесценный дар,
с которым мы никогда не разлучаемся. Среди них -- Александр Блок...
М. Рыльекий
Поэзия А. А. Блока покоряет сердца читателей зачаровывающей музыкой
стиха, красотой выраженного чувства. Она учит понимать и ценить подлинное
искусство и получать от него истинное наслаждение.
Как поэт Блок формировался под влиянием русской классической литературы.
В начале творческого пути наиболее близким ему оказался романтизм В.
А. Жуковского. Певец природы, как называл его В. Г. Белинский, учил
юного поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего
мира, соприкосновению с тайной Бога, вере в возможность проникновения
за предел земного. Уроки Жуковского не прошли для Блока бесследно: взращенные
ими "острые мистические и романтические переживания" обратили
Блока в 1901 году к творчеству поэта и философа-мистика Вл. Соловьева,
который был признан "духовным отцом" младшего поколения русских
символистов (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис и др.).
Идейным стержнем его учения была мечта о царстве теократии, которое
возникает из современного мира, погрязшего во зле и пороке, но спасенного
в дальнейшем Мировой Душой, Вечной Женой, которая предстает своеобразным
синтезом гармонии и красоты, добра, духовным началом всего живого. Эта
соловьевская тема стала центральной в ранних стихотворениях Блока, составивших
первую его книгу "Стихи о Прекрасной Даме" (1904 г.)
"Стихи о Прекрасной Даме" -- это произведения, в основе которых
лежит подлинное чувство любви к невесте, позже -- жене поэта Л. Д. Менделеевой.
Вместе с тем это мистическое преклонение перед Владычицей Вселенной,
Вечной Женственностью. Последовательно и систематически Блок переводит
в "Стихах о Прекрасной Даме" свои земные чувства в высший,
идеально-мистический план. В этих стихах возлюбленная, лишенная каких
бы то ни было земных черт, наделена признаками настоящего божества.
Это Небесная Дева, Вечная Женственность, Владычица Вселенной, Лучезарная
Царица, Заря, Купина. Лирический герой -- отрок, раб, инок, рыцарь,
готовый всю жизнь служить своей Даме. Возлюбленная представляется ему
как будто в чудесном сне или сказке. Она часто является в сумраке, в
тумане, окруженная зыбкими тенями. Впечатление призрачности, неопределенности
образа усиливается и оттого, что поэт избегает конкретных, описательных
эпитетов. Они рассчитаны лишь на эмоциональное восприятие: ароматные
слезы, лазурные сновидения, шаг завороженный, бездонный взгляд, упорная
мечта, сумрак таинственный. Архаическая, церковная, "молитвенная"
лексика (лампада, паникадила, ризы и др.) соответствует представлению
о возлюбленной как о божестве. Постоянные мечты о встрече с Ней, ожидание
Ее призыва ассоциируется со вторым пришествием, с полным обновлением,
преображением всего мира.
Большой знаток и ценитель поэзии М. Рыльский писал: "Стихи о Прекрасной
Даме" -- это прежде всего стихи о любви и высокой человеческой
красоте, это облаченное в условно-мистические одежды торжество живой
жизни, предчувствие всемирной зари". Чистые чувства первой любви
часто порождают идеализацию, обожествление возлюбленной, стремление
видеть в ней самое прекрасное, возвышенное, "неземное". Эти
чувства нашли очень точное, психологически правдивое выражение в удивительно
нежных, мелодичных стихах Блока. В служении Прекрасной Даме, которая
должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни:
Будет день -- и свершится великое,
Чую в будущем подвиг души.
Пусть представление Блока о подвиге было смутным, неопределенным, туманным,
для нас важно отметить у поэта постоянное желание, волю к подвигу. В
любовных стихах о Прекрасной Даме звучит какое-то тревожное ожидание
необычных, потрясающих событий.
В 1906 году поэт проникается новой идеей "мистицизма в повседневности".
Изображая неприглядные стороны современного города, Блок создает образы
на пересечении двух планов --- реального и фантастического. Ярким выражением
таких взглядов является баллада "Незнакомка", написанная в
1906 году. Блок специально отбирает только такие детали повседневности,
сочетание которых должно наиболее убедительно раскрыть пошлость мещанской
"жизненной прозы" и воссоздать удушливую, тлетворную атмосферу
буржуазного общества. Описываются детали неприглядной, будничной жизни:
ресторан, пьяные окрики, тлетворный дух, пыль, канава, детский плач,
женский визг, скрип уключин, сонные лакеи, пьяницы с глазами кроликов
и т. п. Из нескольких возможных синонимов поэт выбирает именно те, которые
передают вполне определенную авторскую оценку. Символом мечты поэта
об идеальном, гармоничном мире выступает прекрасная женщина -- таинственная
Незнакомка. Ее образ возникает на пересечении реальности и фантастики
(сам Блок назвал это "фантастическим реализмом"). В стихотворении
названы вполне конкретные, земные черты Незнакомки: девичий стан, упругие
шелка, шляпа с траурными перьями, в кольцах узкая рука, темная вуаль.
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне...
..Дыша духами и туманами,
Она садится у окна
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука...
Нельзя не заметить при этом, что все эти детали внешности не создают
индивидуального портрета женщины. Они вызывают у читателя лишь общее
представление о внешней красоте таинственной Незнакомки. Она окружена
чем-то загадочным и. непостижимым, как будто сама возникла из туманных
грез или сновидений. С ее обликом поэт связывает и древние поверья,
и глухие тайны, и чье-то солнце, и несметные сокровища. У каждого из
читателей они вызывают свои личные ассоциации, воскрешают какие-то чувства,
пробуждают воспоминания.
Поэтический дебют Блока пришелся на годы кануна первой русской революции
1905--1907 годов. Мотивы сомнения, неверия проникли уже в "золотолазурные"
"Стихи о Прекрасной Даме". А в последующих произведениях все
меньше восторгов, ощутимее привкус горечи узнавания жизни. Новое восприятие
земного бытия, новые настроения и чувства поэта заметно проявляются
в первом стихотворении цикла "Заклятие огнем и мраком" "О,
весна без конца и без краю..."(1907 г.). Это стихотворение было
написано тогда, когда певец Прекрасной Дамы уже разочаровался в своих
прежних идеалах. Он не ожидал больше пришествия Владычицы Вселенной.
Молитвенное отношение к Небесной Деве сменилось у него естественным
чувством земной любви со всеми ее радостями и муками. Поэт провозглашает
иное отношение к земному бытию: "Приявший мир, как звонкий дар,
как злата горсть, я стал богат". Его целиком захватывает жизнь
во всех ее проявлениях, в постоянной упорной борьбе. "Принимаю!"
-- главная мысль, главный пафос стихотворения "О, весна без конца
и без краю..." Поэт принимает удачу и неудачу, плач и смех, пустынные
веси и тесные города, "осветленный простор поднебесный и томления
рабьих трудов". Эти контрастные картины показывают противоречия
жизни, различные ее проявления. И когда поэт говорит о своем приятии
мира, мы понимаем, что он не собирается уходить от жизни в неизвестные
"иные миры".
Теперь в восприятии поэта непрерывная борьба, "вечный бой"
являются смыслом жизни, приносят подлинную радость человеку. Эта мысль
пройдет через многие стихотворения Блока последующих лет. Размышляя
об исторических судьбах России, о борьбе русских с иноземными поработителями,
поэт восклицает: "И вечный бой! Покой нам только снится.."
("На поле Куликовом"). Постоянное беспокойство, жажда творчества,
несмотря на жизни сон тяжелый", составляют главный "сокрытый
двигатель" всей деятельности Блока. Стихотворение "О, весна
без конца и без краю..." насыщено риторическими обращениями и восклицаниями
восторженного поэта. Весна и мечта связываются, соединяются в сознании
поэта в единое целое. С началом весны открывается перспектива новой,
зарождающейся, неизведанной жизни. Пробуждаются в душе новые чувства,
новые мечты -- безграничные, беспредельные.
Любовь занимает главное место и в цикле стихотворений "Страшный
мир". Любовь и страсть соседствуют с муками, пытками, смертью.
Для поэта становится невыносимой постоянная унизительная ложь ("молчаливая
ложь", "лживая улыбка", "лжи и коварству меры нет"
и др.). Да и сам он оказывается жертвой "страшного мира" и
с беспощадной правдивостью рассказывает об этом ("На островах",
"Унижение"). Неверие в возможность обретения подлинного человеческого
счастья рождает у Блока равнодушие, скуку, безысходную тоску (стихотворение
"Ночь, улица, фонарь, аптека...").
Наряду с мотивами губительной страсти и разочарования в жизни и человеческих
чувствах в цикле "Страшный мир" встречаются мечты и воспоминания
об ушедшей любви. Тоской о возможных, но не сбывшихся надеждах проникнуто
стихотворение "В ресторане":
...Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки...
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой, легка...
И дохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Встреча с незнакомкой пробуждает у героя стихотворения чувство любви,
надежду на возможность счастья. Восприятие разъедающей душу тоски о
несбывшемся счастье усиливают и музыка ("исступленно запели смычки"),
и природа.
К. Паустовский писал: "Стихи Блока о любви -- это колдовство. Как
всякое колдовство, они необъяснимы и мучительны... В этих стихах, особенно
в "Незнакомке", "В ресторане", мастерство доходит
до предела... Это не столько стихи о вечно женственном, сколько порыв
огромной поэтической силы, берущей в плен и искушенные, и неискушенные
сердца".