<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Моя
любимая книга стихов Александра Блока
Поэзия Александра Блока -- явление удивительное. Именно этот поэт стал
наиболее близким мне по духу. Но особенно дорога и понятна мне первая
книга его стихов. И это неудивительно: она должна быть близка человеку,
начинающему свой путь в мире, ибо именно в ней наиболее четко прослеживается
путь познания жизни, путь, полный откровений и разочарований, приближения
к идеалу и утраты его, предчувствия счастья и столкновения с ужасами жизни.
В предисловии к собранию своих сочинений А. Блок писал: "Каждое стихотворение
необходимо для образования глав; из нескольких глав составляется книга;
каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать "романом
в стихах": она посвящена одному кругу чувств и мыслей, которому я
был предан в течение первых двенадцати лет сознательной жизни". Первая
книга лирики Блока включает в себя стихотворения 1898--1904 годов.
Первый цикл озаглавлен "Ante lucem" -- "До света"
или, как переводил это название сам Блок, -- "Предрассветное".
В стихах этого цикла еще видна неопытность молодого поэта, но в нем уже
формируются многие темы творчества А. Блока. Первая из них -- это тема,
связанная с образом Гамлета. А. Блок уподобляет себя герою В. Шекспира
и говорит о непонимании поэта людьми. С этой темой соседствует мотив противопоставления
земного и потустороннего начал в жизни, воспевание бесконечности, пространства
и, как это ни странно для молодого поэта, тема упоения смертью:
О, верь! Я жизнь тебе отдам,
Когда бессчастному поэту
Откроешь двери в новый храм,
Укажешь путь из мрака к свету!..
Цикл "Ante lucem" -- первый шаг на пути поиска идеала, пока
еще неясного ("таинственный, еще невнятный знак..."). Иногда
поэту даже кажется, что идеал никогда не явится:
Счастье брезжит нам порою,
Но предназначено -- не нам...
Однако уже в стихах этого цикла появляется характерный для всей лирики
Блока мотив идеального женского начала (стихи об Офелии, "Твой образ
чудится невольно...", "Слуга -- царице" и пр.). Этот мотив
в ранний период жизни А. Блока может быть связан с образом Л. Д. Менделеевой,
женщины, которая долгое время владела мыслями и чувствами поэта. Итак,
стихи первого цикла постепенно подготавливают нас к восприятию цикла второго,
центрального цикла первой книги стихов -- "Стихи о Прекрасной Даме"
(1901--1902).
В цикле "Стихи о Прекрасной Даме" наиболее отчетливо прослеживаются
различия и связи между, назовем условно, тремя уровнями стихов А. Блока
-- уровнем личным, мистическим и словарным.
Личные переживания Блока в этот период связаны с развитием его отношений
с возлюбленной. Все стихи, написанные после встречи с Л. Менделеевой,
Блок называет "Post lucem" -- "После света". Многие
произведения являются откликом на реальные события в жизни поэта, например,
стихотворение "Медленно в двери церковные..." связано с встречей
Любови Менделеевой в Казанском соборе. Однако любовь к реальной женщине
становится не только фактом личной биографии поэта: она воспринимается
как момент соприкосновения с великим мистическим образом.
Годы написания второго цикла стихов совпадают по времени с моментом увлечения
А. Блоком стихами и идеалистической философией В. Соловьева, которая во
многом основывалась на платоновской идее двоемирия: обыденная жизнь --
это всего лишь бедное подобие "потустороннего", "сверхчувственного".
Центральный образ философии Соловьева -- Мировая душа, олицетворенное
начало вселенной, высшая сила, способная преобразить мир. Мировой душой
в поэзии Блока становится символический образ "вечной женственности",
Прекрасной Дамы, который становится божественным предметом поклонения:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.
Приход Прекрасной Дамы связан с верой в Бога, но тоже мистическим образом.
"Она" у Блока иногда отождествляется с Богородицей, потому что
именно Прекрасная Дама дала жизнь Христу. Прекрасная Дама -- образ вечный,
она соединяет вечным огнем прошлое и будущее, она -- высший идеал стремлений
художника.
Мир становится интересен для А. Блока только с точки зрения поиска в нем
внеземного. Поэту ясно, что с жизнью на земле жизнь души не кончается.
Главное -- уловить в мире внеземные начала: "последний вздох, и тайный,
и бездонный, слова последние, последний ясный взгляд", "Яркий
отблеск неземной". Воплощением же неземного на земле, опять же становится
женщина.
Все эти основные идеи переходят и на третий уровень лирики А. Блока --
уровень словарный. Прекрасная Дама, Ты всегда пишутся с большой буквы.
Все стихотворения строятся на некоторых опорных словах, которые приобретают
символическое значение. Слова "гореть, огонь, пламя" символизируют
движение, развитие. Отсюда яркая метафора: жить -- гореть. Круг -- символ
совершенства ("Ты отходишь в сумрак алый, в бесконечные круги...").
Кроме того, круг -- это и нимб на иконе, а потому ему придается божественный
смысл. Особую символику приобретают цвета. Алый -- это цвет Прекрасной
Дамы. Окруженная мистическим ореолом, она постоянно пребывает в алом сумраке.
Противопоставление алого и синего цветов становится для А. Блока символом
противопоставления хаоса и космоса. Красное -- непостижимое, движущееся,
даже иногда демоническое. Синее -- небесное, упорядоченное. Наиболее часто
в стихах встречается лазурный цвет. Лазурь символизирует божественное,
святое, но к концу цикла этот цвет уже связывается и с земной женщиной,
а потом лазурное соединяется с белым и становится символом небесного на
земле. Черный цвет -- цвет таинственного мрака, неизбежных сумерек, мрака
в душе поэта.
7 ноября 1902 года А. Блок получает "Царственный Ответ": Л.
Менделеева соглашается стать его женой. 8 ноября появляется первое стихотворение
цикла "Распутья" -- "Я их хранил в приделе Иоанна...".
Цикл "Распутья" включает в себя стихи 1902--1904 годов и является
последним циклом первого тома лирики. Его основные темы -- непонятость
поэта миром, враждебность мира. Если первый цикл -- это выход лирического
героя в путь, второй -- поиск Прекрасной Дамы, то третий -- это продолжение
пути, но движется герой уже не к, а от идеала.
Мистический мир постепенно снижается до реального, причем реальность наделяется
мистическими чертами. Поэт оказывается противопоставлен дьявольскому миру
людей:
Никто не слыхал ничего.
Все визжали неистово, как звери.
В лирику Александра Блока проникают и социальные мотивы. Символом враждебного
мира становится фабрика. В стихах возникает тема двойника, балагана, театра,
обманутого Пьеро ("В час, когда пьянеют нарциссы..."). Меняется
и сам словарь. Там, где раньше была встреча, теперь -- сон, весна сменяется
смертью, свет -- белой холодностью. На смену образу Прекрасной Дамы постепенно
приходит образ карлика, черного человека, гасящего фонари, паяца. В стихотворения
врывается стихия: ветер, метель. Изменился цвет. Преобладает красный --
символ смеха, страха, цвет земных ужасов. В белом гробу спит "Она",
голубая мгла отступила далеко-далеко. И именно это подготавливает рождение
второго тома лирики А. Блока, во вступлении к которому поэт скажет:
Ты в поля отошла без возврата.
Да святится Имя Твое!