<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Мотивы
лирики А. А. Блока
О, я хочу безумно жить:
Все сущее -- увековечить,
Безличное -- очеловечить,
Несбывшееся -- воплотить!
А. Блок
Творчество Александра Блока -- великого поэта начала XX века -- одно из
самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности
отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь,
стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности,
по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием
русской поэзии, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства,
которые составляют его гордость и славу.
Что же привлекает меня в поэзии Блока? Прежде всего то, что все явления
окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе,
мечты о будущем -- все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий,
Блок переводил на язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже
сама Россия была для него "лирической величиной", и эта "величина"
была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.
Крайне существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины
и ее судеб, входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей
поэта до самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно
новых чувств, переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых
разрядах, в их ослепительном свете, -- и тема Родины становится в творчестве
Блока основной и главнейшей. Одно из самых 'примечательных его стихотворений,
написанных в дни революции 1905 года и вдохновленных ею, -- "Осенняя
воля". В этом стихотворении, за которым последует и огромный по своему
внутреннему значению и художественному совершенству цикл "Родина",
глубоко сказались те переживания и раздумья поэта, которые придали его
лирике новые и необычайно важные черты.
Вся та же, прежняя, а вместе с тем и совершенно иная красота родной земли
открылась поэту в самой неприметной для "иноплеменного взора"
равнине, не поражающей ни яркими цветами, ни пестрыми красками, спокойной
и однообразной, но неодолимо привлекательной в глазах русского человека,
как это остро почувствовал и передал поэт в своем стихотворении:
Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.
Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали...
Казалось бы, все однообразно, привычно, издавна знакомо в этих "мокрых
долах", но в них поэт увидел нечто новое, неожиданное и словно перекликнувшееся
с тем мятежным, молодым, задорным, что он почувствовал в себе самом; в
строгости и даже скудности открывшегося перед ним простора он узнал свое,
родное, близкое, хватающее за сердце -- и не смог не откликнуться на алеющий
перед ним красный цвет рябины, зовущей куда-то и радующей новыми обещаниями,
которых дотоле не слышал поэт. Вот почему он испытывает такой небывалый
подъем внутренних сил, по-новому возникла перед ним прелесть и красота
полей и косогоров родной земли:
Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.
Перед ним возникают настоящие леса, поля, косогоры, его манит пропадающий
вдали путь. Именно об этом с какой-то вдохновенной радостью, светлою грустью
и необычайной широтой, словно вмещающей весь родной простор, говорит поэт
в своей "Осенней воле":
Запою ли про свою удачу,
Как я молодость сгубил в хмелю...
Над печалью нив моих заплачу,
Твой простор навеки полюблю...
Чувством, опаляющим сердце поэта и его творчество, неизменно примешивающимся
к каждой мысли, к каждому переживанию, становится, помимо любви к Родине,
и любовь к матери. Матери, в подвиге сына которой видится сияние самого
солнца, и пусть этот подвиг стоит сыну всей жизни -- сердце матери переполняет
"золотая радость", ибо сыновний свет победил окружающую мглу,
царит над ней:
Сын не забыл родную мать:
Сын воротился умирать.
Его лирика стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах
о любви. Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные,
он вопреки своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние
дали, и -- сколько бы сам ни смеялся над этим -- каждая женщина в его
любовных стихах сочеталась для него с облаками, закатами, зорями, каждая
открывала просветы в Иное, поэтому он и создает свой первый цикл -- "Стихи
о Прекрасной Даме". Прекрасная Дама -- воплощение вечной женственности,
вечный идеал красоты. Лирический герой -- служитель Прекрасной Дамы, ожидающий
грядущего преображения жизни.
Надежды на пришествие "вечной женственности" свидетельствуют
о неудовлетворенности Блока действительностью:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...
Прекрасная Дама, единая и неизменная в своем совершенстве, в своей дивной
прелести, вместе с тем постоянно меняет черты и является перед своим рыцарем
и слугой то "Девой, Зарей", то "Женой, облеченной в солнце",
и это к ней взывает поэт в чаянии времен, предреченных в старинных и священных
книгах:
Тебе, чей Сумрак был так ярок,
Чей голос тихостью зовет, --
Приподними небесных арок
Все опускающийся свод.
Сама любовь собирает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей
возлюбленной он видит не обычную земную девушку, а ипостась божества.
В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами
божественности -- такими, как бессмертие, безграничность, всемогущество,
непостижимая для земного человека премудрость, -- все это поэт усматривает
в своей Прекрасной Даме, которая ныне "в теле нетленном на землю
идет".
Даже когда лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном,
интимном, личном, ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое,
мировое. "Единство с миром" -- этот мотив, общий для всей лирики
Блока, -- необычайно важно для понимания значения произведений Блока,
его творчества, даже выходящего за рамки непосредственного отклика на
то или иное событие.
Поэт,исследовал многие области человеческих отношений и переживаний, на
себе испытывал весь цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся
в испытаниях и борьбе -- все это составляет содержание того "романа
в стихах", каким и является лирика Блока, взятая в целом:
Благословляю все, что было,
Я лучшей доли не искал.
О сердце, сколько ты любило!
О разум, сколько ты пылал!
Пускай и счастие, и муки
Свой горький положили след,
Но в страстной буре, в долгой скуке --
Я не утратил прежний свет...