<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Мечты
и действительность в лирике А. А. Блока
Александр Блок -- выдающееся явление в русской поэзии. Это один из наиболее
замечательных поэтов "серебряного века" и яркий представитель
символистов. От символизма он не отступал, по сути, никогда: ни в юношеских
стихах, полных туманов и грез, ни в более зрелых произведениях.
Лирика Блока во всем ее многообразии представляет собой, в сущности, единое
произведение (так утверждал сам поэт). Это произведение, создававшееся
всю жизнь, является отражением его творческого пути. "Собрание стихотворений"
в трех томах составлялось самим Блоком многие годы. По этой "Трилогии
вочеловечения" (как называл ее автор) нетрудно проследить становление
Блока как поэта, постепенный переход от мечтаний к действительности. Переход,
конечно, весьма условный, но заметный.
Стихи юного Блока поражают своей чистотой, нежностью, даже святостью.
Безусловно, он не свободен от влияния предшественников, и в большей мере
современников, но это не мешает ему создавать свое, неповторимое, истинно
блоковское.
Ранний Блок -- это прежде всего "Стихи о Прекрасной Даме". Она
предстает символом Вечной Женщины, Вечной Жены, Святой, Ясной. Ее образ
не омрачен земными реалиями, хотя известен тот факт, что Блока вдохновляла
в эти годы реальная, из плоти и крови, женщина -- Л. Д. Менделеева, ставшая
впоследствии его женой. Но вполне земное, пусть возвышенное и чистое,
чувство чудесным образом преломлялось в стихах и превращалось в нечто
мистически-романтичное. Это, несомненно, влияние учения о Мировой Душе
-- Вечной Женственности, которым поэт увлекался в те годы.
Блок в своих посвящениях Прекрасной Даме уходит от окружающей действительности,
запирается в келью своих дум. В эти годы ему свойственна отрешенная созерцательность.
Однако изредка даже у раннего Блока просыпается предчувствие грядущего
обновления мира. "Будет день -- и свершится великое, чую в будущем
подвиг души",-- так он писал еще в 1901 году.
Поэт уходил от увлечения мистикой постепенно, медленно. Решающее влияние
на пересмотр им жизненных ценностей оказали события начала двадцатого
века. Надо заметить, что в ряду этих событий присутствовала и личная драма
-- расставание с женой. Блок отходит от бесплодных мечтаний и все чаще
смотрит в глаза реальности.
Вырвала же Блока из философского мистицизма революция 1905 года. Его внутренняя
перестройка отражается в стихах. Социальные, революционные мотивы звучат
все чаще. Так, довольно широко известное стихотворение "Сытые"
неприкрыто направлено против господствующего класса. "Сытые"
здесь настолько беспощадно сравниваются со свиньями, что удивляешься:
неужели тот же автор несколько лет назад обращался к Прекрасной Даме?
Блок решительно рвет с прошлым, не отказываясь от него.
Поэт много размышлял в эти годы о красивом и о прекрасном. "Смертельно
скучно не прекрасное, а только красивое..." -- говорит он. Красивое
-- не более чем яркая упаковка, форма, прикрывающая пустоту содержания.
Искусство должно быть подчинено прекрасному. Для этого нужно в первую
очередь обращаться к человеку, считает Блок.
Революция тогда уже прочно вошла в сознание народа. Отрешиться, отвернуться,
не замечать ее было невозможно. Блок пишет:
Мы -- дети страшных лет России --
Забыть не в силах ничего.