<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Лирический
герой А. А. Блока
А под маской было звездно...
А. А. Блок
В конце XIX -- начале XX века в русской литературе появляется направление,
получившее название "символизм". Теоретик символизма В. Соловьев
так сформулировал его основные принципы. Во-первых, принцип Вечной Женственности.
Среди символистов присутствовало ожидание новой Богоматери, которая являлась
синтезом Марии, матери Христа, и обычной, скромной девушки. Вторым утверждением
было то, что "земная жизнь несовершенна", из чего проистекало
вечное подсознательное стремление к Небесному, ирреальному. Напрямую связано
с ним и следующее утверждение символистов: в реальности подавлена любовь,
а Вечная Женственность есть олицетворение любви.
А. Блок очень многое из теории В. Соловьева использовал и сделал основой
своего творчества. Однако также многое было переосмыслено поэтом. Вот
почему лирический герой Блока не столько типичный герой символизма, сколько
синтез его с личностью самого Блока. Если рассматривать этого героя в
общем, не разделяя его образ на различные сборники поэта, можно с легкостью
определить черты, которые не изменяются на протяжении всего блоковского
творчества. Лирический герой интеллигентен, чист душой, ему противны пошлость
и обыденность реальности: "Я не люблю пустого словаря любовных слов...";
его понимание земного несовершенства и вера (а он верит) поднимают его
на высокий уровень нравственного и духовного развития -- это от самого
Блока. Естественно, что, обладая всеми вышеперечисленными качествами,
герой автора ярко выделяется из толпы, понимает всю правду об окружающем
мире и замечает то, чего не видят другие. Лирический герой Блока -- во
многом сам Блок. Но обладающий возможностью после пережитой трагедии,
а зачастую и духовной смерти вновь возродиться для того, чтобы "безумно
жить".
"Жизнь" лирического героя напрямую связана с жизнью самого поэта,
и сам он (лирический герой) с каждым новым сборником автора становится
все более и более трагичным и сложным образом.
В первом сборнике А. Блока "Стихи о Прекрасной Даме" наиболее
ярко проявляется единство романтического и реалистического и свойственная
поэту бивалентность образа. Герой Блока -- романтик, любящий, но не всегда
страдающий. Счастье для него в существовании идеала Прекрасной Дамы, а
не в реализации любви к нему. Понятие счастливой любви переосмысливается
Блоком: быть счастливым не значит быть рядом с любимой: земное чувство
-- ниже и упрощеннее идеала и самого героя.
Если бы злое несли облака,
Сердце мое не дрожало бы...
Скрипнула дверь. Задрожала рука.
Слезы. И песни. И жалобы.
Вот где реализация счастья и душевного напряжения. Самореализация не в
"Ты мой", "твоя", "люблю", "Навеки
твой", а в "предчувствии" тебя.
В следующем сборнике "Распутья" мировосприятие лирического героя
выходит за рамки интимного. Поэта интересует жизнь в рамках реальности,
то, что происходит вокруг, то, неотъемлемой частью чего он стал. Невозможно
понять его роль в окружающем "хаосе песен воды и хрипящих звуков".
То ли он "мальчик больной, играющий в жмурки с Вечностью", то
ли плачущий черный человек, "гасящий фонарики, карабкаясь на лестницу".
В следующем сборнике "Город" кажется, что, несмотря на любовь
поэта к городу, его лирический герой смертельно устал от "зловонного
кадила городской гари".
В этот город торговли
Небеса не сойдут, --
делает вывод герой. А значит, этот город не для него.
"Снежная маска" Блока делится на два цикла: "Снега"
и "Маски". От одного цикла до другого с героем происходит душевная
эволюция, и в "Масках" лирический герой Блока впервые переживает
духовную смерть. В "Снегах" он "непокорен и свободен";
он опускается до земной любви, совершая трагическую ошибку:
И как, глядясь в живые струи,
Не увидать себя в венце?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?
Только потом герой понимает свою ошибку:
Я не открою тебе дверей.
Нет.
Никогда.
Слишком поздно. Для него потерян чистый, высокий идеал, и в "Масках"
"тайно сердце просит гибели".
"Все чаще я по городу брожу. / Все чаще вижу смерть -- и улыбаюсь".
"Вольные мысли" как нельзя лучше передают душевную усталость
поэта. "Моя душа проста". После переживаний, страданий и тоски
лирический герой перерождается и начинает все сначала.
"Страшный мир" -- новая грань в мировоззрении поэта. Страшный
мир -- это реальность, которая вытеснила из атмосферы, окружающей героя,
все романтическое и возвышенное. Страшный мир -- это нелюбовь, не только
окружающая его, но и "вытравившая" его душу, которая "на
последний путь вступая / Безумно плачет о прошлых снах". Опустошение
и усталость рождают страсть. Ищущий выхода герой стоит перед дилеммой:
"Притворяться непогибшим / И об игре трагической страстей / Повествовать
еще не жившим" или отдаться "роковой отраде горькой, как полынь,
страсти". Не будучи в силах сделать выбор, "унижаемый и злой",
герой делает страшный для мира, для Вселенной вывод:
Живи еще хоть четверть века --
Все будет так. Исхода нет...
Умрешь -- начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь.
"Я сегодня не помню, что было вчера", -- пишет Блок в следующем
своем сборнике "Возмездие". Но начинать жизнь сначала можно
лишь с радостным чувством, он же "смертельно болен" оттого,
что его "земное сердце уставало / Так много лет, так много дней...".
К жизни лирического героя возрождает его "небесное" сердце.
"О, я хочу безумно жить!" -- пишет он в "Ямбах". Вернувшись
к жизни, Блок возвращается к страсти в сборнике "Кармен". Для
героя "бушует снежная весна". Но здесь уже намечается проблема,
которая позднее будет раскрыта в поэме "Соловьиный сад":
Здесь -- страшная печать отверженности женской,
За прелесть дивную -- постичь ее нет сил.
Там -- дикий сплав миров, где часть души вселенской
Рыдает, исходя гармонией светил.
В этой поэме Блок осмысливает проблему счастья: чему посвятить свою жизнь:
гражданскому или семейному счастью? Вывод? "Заглушить рокотание моря
/ Соловьиная песнь не вольна!" Блок находит оптимальный выход: он
объединяет интимную и патриотическую любовь в одном цикле "Родина".
В письме к Станиславскому Блок пишет: "Этой теме я сознательно и
бесповоротно посвящаю жизнь".
Слияние темы Родины с темой любви находит свое выражение в отождествлении
Руси с образом женщины-крестьянки и возлюбленной лирического героя. Его
образ в произведении не однозначен и представляет собой синтез древнего
воина и лирического героя, чья жизнь переосмысливается во всех циклах
и стихотворениях сборника поэта.
В каждом стихотворении его образ изменяется под влиянием жизненного опыта
А. Блока. В последнем этапе творчества поэта его лирический герой -- не
герой Символизма, а, скорее, собрание всего пережитого и перечувствованного
Блоком.