<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
РОССИЯ
А.А.БЛОКА.
Тема родины
относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова
во все времена. Но в творчестве А.Блока эта тема обретает особое звучание.
Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал:
"Мы - дети страшных лет России".
Предчувствие "неслыханных перемен" и "невиданных мятежей"
отбрасывало особый отблеск на любовь А.Блока к России, делало ее
противоречивой и обостренной.
В ранней поэзии А.Блока тема России не звучит как самостоятельная. Но
все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа. Например,
в стихотворении 1901 года "Видно дни золотые пришли...":
"Видно, дни золотые пришли,
Все деревья стоят как в сияньи.
Ночью холодом веет с земли;
Утром белая церковь вдали
И близка и ясна очертаньем".
Героиня блоковских стихов ранних лет обретает черты сказочной царевны
из русских сказок, жилище ее - заколдованный терем, а герой- царевич,
князь, жених. Поэзию А.Блока этих лет пронизывают образы русской культуры,
нередко в их романтическом облике, например, в стихотворении "Ночь
на Новый год" возникает образ Светланы, героини баллады В.Жуковского.
Мир ранней поэзии А.Блока - это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной
мечтой окутан образ России.
К постижению родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел
через мотивы страшного мира. Именно в этот страшный мир попадает блоковский
герой, уйдя от Прекрасной Дамы, выйдя из заповедного сада своих ранних
стихов в страшный мир природы, где звезды и зори сменяет мир мхов, болот
с хромыми лягушками, ржавых кочек и пней. Населяют эту природу диковинные
существа: колдуны и косматые ведьмы, "твари весенние", чертенята,
"больная русалка". Не менее страшен и облик людей, обитающих
в этом мире: это герои зловещего балагана, носители "всемирной
пошлости", живые мертвецы, как например, в цикле стихов "Пляски
смерти". Наиболее известное стихотворение этого цикла - "Ночь,
улица, фонарь, аптека...", в котором
самой композицией подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни
в страшный круг. Однако страшный мир -это не только мир вокруг поэта,
это и мир в нем самом. Так, в самом своем известном стихотворении, надолго
ставшем символом поэзии А.Блока - "Незнакомка" - лирический
герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой
тайны, а поэт - хранитель этой тайны. Но он же не отделяет себя и от
низменного, пошлого мира "испытанных остряков", бездушной
и мертвенной природы, в которой самое поэтичное ее явление - луна на
небе - превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается стихотворение
возвращением лирического героя от мечты к реальности.
Страшный мир, созданный А.Блоком, - это тоже Россия, и высшее мужество
поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять,
полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье.
Сам А.Блок предельно открыто выразил эту свою,любовь-ненависть в стихотворении
"Грешить бесстыдно, непробудно...", написанном в 1914 году.
В нем возникает крайне отвратительный, безмерно отталкивающий облик
человека бездуховного, лавочника, вся жизнь которого - это беспробудный
сон духа, даже покаяние его лишь минутно. Подавая грошик в церкви, он
тут же, вернувшись, обманывает на этот грош своего ближнего. Моментами
стихотворение звучит почти как сатира. Герой его обретает черты символические.
И тем неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения:
"Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне".
Одним из первых непосредственных обращений А.Блока к теме России как
к самостоятельной стало его стихотворение 1906 года "Русь".
Страна предстает в этом стихотворении как заповедная, сказочная. Таково
само ее пространство:
"Русь опоясана реками
И дебрями окружена
С болотами и журавлями
И смутным взором колдуна..."
Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический
герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в дремоту. Русь
убаюкала ее на своих просторах.
Итогом размышлений А.Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов "Родина",
который создавался с 1907 по 1916 годы. К самым различным аспектам сложной
и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Здесь и размышления
о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка - сказочная княжна, которую
отличает традиционный облик русской красавицы - статной, с косой. Символом
этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради
тревог и битв. В этот цикл входит и стихотворение "На железной
дороге", в чем-то перекликающееся с некрасовским "Что ты жадно
глядишь на дорогу..." Здесь судьба России осмысливается через женскую
судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии.
Одно из наиболее известных стихотворений цикла - "Россия"
("Опять, как в годы золотые..."). В последних произведения
цикла "Родина" появляется новая нота, связанная с тем, что
в судьбе страны наступил поворот, началась война 1914 года, все яснее
звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России. Это
ощущается в стихотворениях "Петроградское небо мутилось дождем..",
"Я не предал белое знамя...", "Коршун" и других.
Однако тема трагического предвидения звучит в стихотворениях из цикла
Родина, написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных
темой, обозначенной в названии: "На поле Куликовом". Написаны
эти стихотворения в 1908 году и посвящены одному из самых значительных
событий русской истории. В 1912 году Блок писал: "Куликовская битва
принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям
русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще
впереди". Значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380 года)
было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно
обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России.
Мне хотелось бы проанализировать первое стихотворение цикла "На
поле Куликовом":
"Река раскинулась. Течет, грустит лениво,
И моет берега.
Над скудной глиной же того обрыва
В степи грустят стога.
О Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь степной, наш путь - в тоске безбрежной.
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится; Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!"
Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба
эта пророчески описываетсп автором как трагическая. Символом ее становится
стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии
осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления
здесь окрашены в трагический кровавый цвет ("Закат в крови!").
Этот мотив встречается и в других стихотворениях цикла "Родина",
например, в стихотворении "Петроградское небо мутилось дождем...":
"В закатной дали/ Были дымные тучи в крови". В стихотворении
"Река раскинулась..." несколько раз меняется объект поэтической
речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного
и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, надо сказать,
в свое время оно многим показалось шокирующим - ведь А.Блок называл
свою страну "О, Русь моя! Жена моя!". Однако в этом нет поэтической
вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией,
особенно если учесть смысловой ореол, данный слову "жена"
символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к
образу величавой жены. И, наконец, в финале стихотворения возникает
новый объект обращения: "Плачь, сердце, плачь..." В стихотворении
А.Блок употребляет авторское "мы", размышляя о судьбах людей
своего поколения. Они представляются ему трагическими, стремительное
движение - это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен.
Теме стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп поэтической
речи. Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп стремительно
нарастает, предложения делаются короткими, в половину, а то и в треть
поэтической строки (например:
"Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами".). Нарастают восклицательные
интонации - это реализовано и на уровне синтаксическом: в семи строфах
стихотворения автор семь раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая
речь здесь предельно взволнованна. Это ощущение создается и стиховым
строем текста.
Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особую динамичность
и стремительность, передавая безудержный и страшный порыв, вечный бой,
трагическое приближение к гибели.
Стихотворение А.Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба
ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала
внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет
нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая
была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.