<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Поэзия
Анны Ахматовой
А. А. Ахматова
творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений,
революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали,
что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным творчеством
и жизнью.
Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали
творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы.
Источником вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, поруганная,
но от этого ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать
в эмиграцию, так как она знала, что только в России может она творить,
что именно в России нужна ее поэзия:
"Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам".
Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи появились
в России в 1911 году в журнале "Аполлон", а уже в следующем
году вышел и поэтический сборник "Вечер". Почти сразу же Ахматова
была поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир
ранней, а во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А.Блоком.
Муза Блока оказалась повенчана с музой Ахматовой. Герой блоковской поэзии
был самым значительным и характерным "мужским" героем эпохи,
тогда как героиня поэзии Ахматовой была представительницей "женской"
поэзии. Именно от образов Блока во многом идет герой ахматовской лирики.
Ахматова в своих стихах является в бесконечном разнообразии женских
судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Ахматова
показала в искусстве сложную историю женского характера передовой эпохи,
его истоков, ломки, нового становления. Вот почему в 1921 году, в драматическую
пору своей и общей жизни, Ахматова сумела написать поражающие духом
обновления строки:
"Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано -
Отчего же нам стало светло?"
Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом. Но
она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя под знамена
русской классики, прежде всего, Пушкина. Освоение пушкинского мира продолжалось
всю жизнь.
Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии,
оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь. Стихия женской
души неизбежно должна была начаться с такого заявления себя в любви.
В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь "пятым
временем года". Чувство, само по себе острое и необычайное, получает
дополнительную остроту, проявляясь в предельном, кризисном выражении
- взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной
опасности или смертельной тоски, потому Ахматова так тяготеет к лирической
новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом психологического
сюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной
("Город сгинул", "Новогодняя баллада").
Обычно ее стихи - начало драмы, или только ее кульминация, или еще чаще
финал и окончание. И здесь она опиралась на богатый опыт русской уже
не только поэзии, но и прозы:
"Слава тебе, безысходная боль,
Умер вчера сероглазый король.
..............................
...А за окном шелестят тополя:
Нет на земле твоего короля".
Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:
"О нет, я не тебя любила,
Палила сладостным огнем,
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоем".
Мир поэзии Ахматовой - мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии звучат
в стихотворениях "Клевета", "Последняя", "Через
23 года" и других.
В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют, а
сын окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасением, "последней
свободой". Муза не покинула поэта, и она написала великий "Реквием".
Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь; творчество
было ее жизнью.