<<<
Биографии
Андреев
Леонид Николаевич
Андреев Леонид Николаевич (1871 - 1919),
прозаик, драматург.
Родился 9 августа (21 н.с.) в городе Орле в семье чиновника.
В шесть лет научился читать "и читал чрезвычайно много,
все, что попадалось под руку". В 11 лет поступил в Орловскую
гимназию, которую окончил в 1891. С раннего детства "чувствовал
страстное влечение к живописи", много рисовал, но так
как в Орле не было ни школ, ни учителей, то "все дело
ограничилось бесплодным дилетантизмом". Несмотря на столь
строгую оценку самим Андреевым своей живописи, его картины
впоследствии экспонировались на выставках рядом с работами
профессионалов, репродуцировались в журналах. В юности он
не думал стать писателем.
В 26 лет, окончив юридический факультет Московского университета,
собирался стать присяжным поверенным и относился к этой деятельности
весьма серьезно,но неожиданно получил предложение от знакомого
адвоката занять место судебного репортера в газете "Московский
вестник". Получив признание как талантливый репортер,
буквально через два месяца он уже перешел в газету "Курьер".
Так началось рождение литератора Андреева: он писал многочисленные
репортажи, фельетоны, очерки. Первый же рассказ "Баргамот
и Гараська" (1898), опубликованный в "Курьере",
привлек внимание читателей и привел в восторг Горького. Сюжеты
многих произведений этого времени прямо подсказаны жизнью,
например, рассказ "Петька на даче" (1899). В 1889
- 99 появляются новые рассказы Л. Андреева, в том числе "Большой
шлем" и "Ангелочек", которые отличает от первых
рассказов (основанных на случаях из жизни) интерес автора
к случаю, случайности в жизни человека. В 1901 петербургское
издательство "Знание", возглавляемое Горьким, публикует
"Рассказы" Л. Андреева, в числе которых известный
рассказ - "Жили-были". Успех писателя, особенно
среди молодежи, был огромен.
Андреева волновало возрастающее отчуждение и одиночество
современного человека, его бездуховность - рассказы "Город"
(1902), "В большом шлеме"(1899). Раннего Андреева
волнуют темы роковой случайности, безумия и смерти - "Мысль"
(1902), "Жизнь Василия Фивейского" (1903), "Призраки"
(1904).
В 1904, в разгар русско-японской войны, Андреев пишет рассказ
"Красный смех", определивший новый этап в его творчестве.
Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха,
начинающего господствовать в мире.
Во время революции 1905 Андреев оказывал помощь революционерам,
за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда
не был убежденным революционером. Его сомнения отразились
в его творчестве: пьеса "К звездам", проникнутая
революционным пафосом, появилась одновременно с рассказом
"Так было", скептически оценивавшим возможности
революции.
В 1907 - 10 опубликованы такие модернистские произведения,
как "Савва", "Тьма", "Царь Голод",
философские драмы - "Жизнь человека", "Черные
маски", "Анатэма". В эти годы Андреев начинает
активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства
"Шиповник".
В 1910-е ни одно из новых произведений Андреева не становится
литературным событием, тем не менее Бунин записывает в своем
дневнике: "Все-таки это единственный из современных писателей,
к которому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же
читаю".
Последнее крупное произведение Андреева, написанное под влиянием
мировой войны и революции, - "Записки сатаны".
Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время
с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 после получения
Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции.
Андреев скончался 12 сентября 1919 в деревне Нейвола в Финляндии.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий
биографический словарь. Москва, 2000.
* * *
Андреев Леонид Николаевич (1871-1919). Русский писатель,
родился в Орле, в семье землемера. В 1897 г. появился его
первый рассказ "Бергамот и Гараська". В 1901 г.
вышел отдельный сборник его рассказов, сразу обративший на
него внимание публики и критики и создавший ему широкую известность.
В общественном движении до революции 1905 г. не принимал активного
участия. В изображении революции Андреев остается верен своему
безотрадному индивидуализму и пессимизму; революционное движение
понимает не как сознательно-целеустремленное действие масс,
а как стихийный процесс, в котором проявляются темные инстинкты
"толпы", с одной стороны, и совершаются подвиги
самопожертвования отдельными, обреченными на гибель, героями
- с другой. Особенно характерна пьеса "Царь-голод",
где он изображает восстание голодающих такими же мрачными
красками, как и тех, против кого они восстали: восставшие,
среди которых рабочие перемешаны с хулиганами и проститутками,
убивают беззащитных детей, сжигают библиотеки и картинные
галлереи. Во время войны выступил горячим проповедником войны
до окончательной победы. Незадолго до революции вошел в состав
редакции газеты "Русская Воля", где продолжал сотрудничать
и после Февральской революции. К Октябрьской революции отнесся
враждебно и вскоре после переворота эмигрировал за границу
(Финляндию), где и умер.
* * *
АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871, Орел - 1919, д. Нейвала,
Финляндия) - писатель. Род. в семье землемера. Учился в Орловской
классической гимназии. В 1897 окончил юридический фак-т Моск.
ун-та и до 1902 выступал в суде защитником, совмещая работу
с должностью судебного репортера. Щедро одаренный природой,
Андреев был интересным художником, работы к-рого экспонировались
в 1913 в Петербурге и получили одобрение И.Е. Репина и Н.К.
Рериха. Являлся одним из первых теоретиков и сценаристов зарождавшегося
кинематографа, крупным драматургом, чьи пьесы шли в театрах
Москвы и Петербурга. Фотограф, спортсмен, мистификатор и замечательный
рассказчик, он легко переходил от безмятежности к беспросветному
отчаянию и в юности предпринял несколько попыток самоубийства.
Ужас перед уродствами и жестокостью жизни отразился и в его
книгах. Яркому литератору со своим "романтико-трагическим"
видением мира, Андреева было свойственно художественное осмысление
сложных и противоречивых явлений культуры и жизни в конце
XIX - нач. XX в. Творчество автора нашумевших произведений
("Жизнь Василия Фивейского", "Красный смех",
"Иуда Искариот и другие", "Рассказ о семи повешенных",
"Анатэма" и др.) породило обширную критическую лит-ру.
По мнению А.М. Горького, за Андреевым "в истории русской
литературы... всегда останется место одного из оригинальнейших
художников". Активно участвовавший в общественной жизни,
Андреев восторженно отнесся к Февральской рев. 1917 и не принял
Октябрьский переворот.
Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной
истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
Чуковский К.И. Современники. Портреты и этюды. М., 1963.
|