<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Мотив
будущего в творчестве В. В. Маяковского
Не
высидел дома.
Анненский, Тютчев, Фет.
Опять,
Тоскою к людям ведомый,
иду
в кинематографы, трактиры,
в кафе.
В. Маяковский
Мечта о будущем — лейтмотив всего творчества Маяковского. Он возникает
уже в ранних произведениях молодого поэта и звучит во всех поэмах, написанных
после революции, в пьесах “Клоп” и “Баня”, в последнем произведении
— вступлении в поэму “Во весь голос”.
Поэт, как известно, являлся одной из центральных фигур русского футуризма,
а футуризм заявлял о себе как искусство будущего. В связи с этим Маяковский
писал: “Великая ломка начата нами во всех областях красоты во имя искусства
будущего”. Шел 1914 год. Великая ломка происходила и в социальной жизни
общества. На улицах можно было увидеть много искалеченных войной солдат.
Как во все тревожные времена, страна выглядела сурово. Эта обстановка
как бы сама подталкивала художников к мысли об иной красоте, красоте
некрасоты:
Брошусь на землю,
камня корою
в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.
Истомившимися по ласке губами тысячью
поцелуев покрою
умную морду трамвая.
Как видим, в грубых, бесцеремонных словах поэт выражает любовь и нежность.
Прямая противоположность русской классической поэтике.
Протест против рутинного искусства “старья”, выражавшийся в выступлениях
и произведениях футуристов, перерастает у Маяковского в социальный протест,
его отрицание современного мира приобретает характер разоблачения основ
общественного устройства жизни. Поэма “Облако в штанах” — программная
вещь Маяковского. Он говорит в поэме о назначении нового искусства,
критикует современных ему поэтов. Игоря Северянина он причислял к “сигарным”
— “А из сигарного дыма ликерною рюмкой вытягивалось лицо Северянина”.
Страстное стремление к скорейшему коренному изменению в жизни у Маяковского
выливалось в беспощадную критику мира “сытых”:
Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
А я вам открыл столько стихов шкатулок,
Я — бесценных слов мот и транжир.
Поэт отчаянно рвался в будущее, постоянно торопил свое время. Именно
поэтому он был так жизненно активен: “Окна РОСТа”, реклама, газета,
публичные выступления, редактура “Лефа”, заграничные поездки, личная
и творческая жизнь.
Есть версия, что Маяковский ради будущего сознательно упрощал свой стих,
потому что Россия пришла к революции на семьдесят процентов неграмотная.
Поэт, в угоду такому населению, наступал “на горло собственной песне”.
Маяковский был первым социалистическим поэтом первого социалистического
общества. Статус поэта в этом обществе еще не был никем с точностью
определен. Маяковский в этом плане поработал на будущее.
Он ратовал за отношение к поэзии как к государственному делу: “Я всю
свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс!”
Я слышал, что на Западе имеют хождение примитивные теории относительно
творчества Маяковского: поэт протеста, дореволюционный поэт, поэт-конформист.
Мне кажется, все это от поверхностного знакомства с творчеством Маяковского.
Поэт не был ограничен в своем протесте временными рамками. Он был поэтом
протеста и до, и после революции, и при социализме. Его протест против
всего пошлого и рутинного пригодится нашей родине и в будущем.