<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
В.
Маяковский и футуризм
Тема
родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники
слова во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое
звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках
он сказал: “Мы — дети страшных лет России”. Предчувствие “неслыханных
перемен” и “не-
виданных мятежей” отбрасывало особый отблеск на любовь А. Блока к России,
делало ее противоречивой и обостренной.
В ранней поэзии А. Блока тема России не звучит как самостоятельная.
Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа.
Например, в стихотворении 1901 года “Видно дни золотые пришли...”:
Видно, дни золотые пришли.
Все деревья стоят как в сиянье.
Ночью холодом веет с земли;
Утром белая церковь вдали
И близка и ясна очертаньем.
Героиня блоковских стихов ранних лет обретает черты сказочной царевны
из русских сказок, жилище ее — заколдованный терем, а герой — царевич,
князь, жених. Поэзию А. Блока этих лет пронизывают образы русской культуры,
нередко в их романтическом облике, например, в стихотворении “Ночь на
Новый год” возникает образ Светланы, героини баллады В. Жуковского.
Мир ранней поэзии А. Блока — это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной
мечтой окутан образ России.
К постижению родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел
через мотивы страшного мира. Именно в этот страшный мир попадает блоковский
герой, уйдя от Прекрасной Дамы, выйдя из заповедного сада своих ранних
стихов в страшный мир природы, где звезды и зори сменяет мир мхов, болот
с хромыми лягушками, ржавых кочек и пней. Населяют эту природу диковинные
существа: колдуны и косматые ведьмы, “твари весенние”, чертенята, “больная
русалка”. Не менее страшен и облик людей, обитающих в этом мире: это
герои зловещего балагана, носители “всемирной пошлости”, живые мертвецы,
как, например, в цикле стихов “Пляски смерти”. Наиболее известное стихотворение
этого цикла — “Ночь, улица, фонарь, аптека...”, в котором самой композицией
подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг.
Однако страшный мир — это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем
самом.
Так, в самом своем известном стихотворении, надолго ставшем символом
поэзии А. Блока, — “Незнакомка” — лирический герой принадлежит двум
мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт — хранитель
этой тайны. Но он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира
“испытанных остряков”, бездушной и мертвенной природы, в которой самое
поэтичное ее явление — луна на небе — превращается в мертвый диск. Недаром
заканчивается стихотворение возвращением лирического героя от мечты
к реальности.
Страшный мир, созданный А. Блоком, — это тоже Россия, и высшее мужество
поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять,
полюбить свою страну далее в таком неприглядном обличье.
Сам А. Блок предельно открыто выразил эту свою любовь-ненависть в стихотворении
“Грешить бесстыдно, непробудно,..”, написанном в 1914 году. В нем возникает
крайне отвратительный, безмерно отталкивающий облик человека бездуховного,
лавочника, вся жизнь которого — это беспробудный сон духа, даже покаяние
его лишь минутно- Подавая грошик в церкви, он тут же, вернувшись, обманывает
на этот грош своего ближнего. Моментами стихотворение звучит почти как
сатира. Герой его обретает черты символические. И тем неожиданнее и
сильнее звучит финал стихотворения:
До, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Одним из первых непосрдственных обращений А. Блока к теме России как
к самостоятельной стало его стихотворение 1906 года “Русь”. Страна предстает
в этом стихотворении как заповедная, сказочная. Таково само ее пространство:
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна...
Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический
герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в дремоту. Русь
убаюкала ее на своих просторах. Итогом размышлений А. Блока о судьбах
своей страны стал цикл стихов “Родина”, который создавался с 1907 по
1916 годы. К самым
различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом
цикле. Здесь и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка
— сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы
— статной, с косой. Символом этой страны становится тихий дом в густой
траве, покинутый героем ради тревог и битв.
В этот цикл входит и стихотворение “На железной дороге”, в чем-то перекликающееся
с некрасовским “Что ты жадно глядишь на дорогу...” Здесь судьба России
осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже
традиционно для русской поэзии.
Одно из наиболее известных стихотворений цикла — “Россия” (“Опять, как
в годы золотые...”). В последних произведениях цикла “Родина” появляется
новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот, началась
война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической
судьбы России. Это ощущается в стихотворениях “Петроградское небо мутилось
дождем...”, “Я не предал белое знамя...”, “Коршун” и других. Однако
тема трагического предвидения звучит в стихотворениях из цикла “Родина”,
написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных
темой, обозначенной в названии: “На поле Куликовом”.
Написаны эти стихотворения в 1908 году и посвящены одному из самых значительных
событий русской истории. В 1912 году Блок писал: “Куликовская битва
принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории.
Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди”. Значение
Куликовской битвы (восьмое сентября 1380 года) было не столько военным,
политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому событию
поэт в предвидении трагических лет России. Мне хотелось бы проанализировать
первое стихотворение цикла “На поле Куликовом”:
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба
эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится
стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии
ощущение единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления
здесь окрашены в трагический кровавый цвет (“Закат в крови!”).
Этот мотив встречается и в других стихотворениях цикла “Родина”, например,
в стихотворении “Петроградское небо мутилось дождем...”: “В закатной
дали были дымные тучи в крови”. В стихотворении “Река раскинулась...”
несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание
типично русского пейзажа: скудного и грустного. Затем звучит прямое
обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим показалось
шокирующим — ведь А. Блок обращался к своей стране так: “О, Русь моя!
Жена моя!”. Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень
единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой
ореол, данный слову “жена” символистской поэзией. В ней он восходит
к евангельской традиции, к мистическому, духовному, а не телесному единению.
И, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения:
“Плачь, сердце, плачь...” В стихотворении А. Блок употребляет авторское
“мы”, размышляя о судьбах людей своего поколения. Они представляются
ему трагическими, стремительное движение — это движение к гибели, вечный
бой здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует
его интонационный строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно,
даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются
короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например:
“Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами”). Нарастают восклицательные
интонации: в семи строфах стихотворения автор семь раз употребляет восклицательный
знак. Поэтическая речь здесь предельно взволнованна. Это ощущение создается
и стиховым строем текста. Произведение написано разностопным ямбом,
что придает ему особую динамичность и стремительность, передавая безудержный
и страшный порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели.
Стихотворение А. Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба
ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала
внутренний драматизм, звучит сегодня удивительно современно и являет
нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая
была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.