<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
"Я
хочу быть понят своей страной"
У
великого русского поэта XIX века Н. А. Некрасова есть замечательные
слова:
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей.
Поэт Владимир Маяковский жил с "печалью и гневом" и страстно
любил свою отчизну.
Мотивы печали, неудовлетворенности, одиночества, неустроенности в личной
жизни звучат во многих его произведениях.
Страдающим и одиноким пришел в русскую поэзию юный Владимир Маяковский.
В стихах молодого поэта поражало необычное содержание и ошеломляющая
поэтическая новизна — то, что отпугивало современную ему критику, не
желавшую понять и объяснить эту новизну.
Мир не раскрывает свои тайны перед поэтом, и он недоуменно вопрошает:
Послушайте!
Ведь если звезды
зажигаются —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие мечты и действительности
порождало недоуменные вопросы.
Стихотворение с вызывающим названием "Нате!" нашло своего
адресата и произвело именно то действие, на которое автор мог рассчитывать.
Также в разладе с действительностью и мечтами о будущем родились и строки,
к которым надо особо прислушаться, желая понять жизнь и личность Маяковского,
его творчество:
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот — я,
весь
боль и ушиб!
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души!
Это голос молодого Маяковского. Обратим же внимание на то, какой контраст
изначально терзает душу поэта. Он — "весь — боль и ушиб" —
взращивает "сад фруктовый" для грядущих людей. В этих строках
— идея жертвенного служения людям, характерная для классической русской
литературы.
Хрестоматийный облик Маяковского, "агитатора, горлана-главаря",
кажется, не допускает мысли о душевной слабости.
Поэт в зрелую пору не любил выносить на люди душевную смуту, "становясь
на горло собственной песне".
Но душа выдает себя, она радуется и ликует, негодует и кровоточит. Бездушная
поэзия — не поэзия.
Одно из самых замечательных произведений Маяковского, на мой взгляд,
поэма "Про это". Она о себе и о любви, поэма, в которой ярче
и глубже, чем в других, более поздних поэмах, раскрываются характер
и личность Маяковского.
Были и ранние поэмы о любви ("Облако в штанах"). Была самая
светлая, не осложненная драматическими коллизиями поэма "Люблю".
Поэт тогда переживал пик своего чувства к Л. Ю. Брик, поэтому и был
уверен: "Не смоют любовь ни ссоры, ни версты. Продумана, выверена,
проверена".
Но в действительности любовь принесла тонко чувствующему поэту одни
страдания.
Внешне он был спокойный, дерзкий, неуязвимый, а на самом деле — очень
незащищенный. И все это очень близко, понятно нам в поэте, потому что
это — общечеловеческие качества. Меня очень трогают его проникновенные
строки о любви к "зверью":
Я люблю зверье.
Увидишь собачонку —
тут у булочной одна —
сплошная плешь, —
из себя
и то готов отдать печенку,
Мне не жалко, дорогая,
ешь!
А вот поэт-горлан, поэт-трибун, поэт-глашатай мне, живущей в начале
XXI века и переживающей все его сложные и трагические события, не совсем
понятен. Он мечтал о прекрасном "коммунистическом далеко",
славил трижды отечество, которое будет, а что же сейчас? Что славить,
кого славить и за что?
Далекое будущее, XXX век представлял Маяковский в своих стихах. Как
ни торопил жизнь, как ни верил в коммуну у ворот, а избавление от угнетающей
инерции старого быта относил лишь в далекое будущее:
Ваш
Тридцатый век
обгонит стаи
сердце раздиравших мелочей.
Нынче недолюбленное наверстаем
звездностью бесчисленных ночей.
И снова Маяковский-романтик произносит слово о любви.
О любви, которая бы не была "служанкой замужеств, похоти, хлебов",
о любви, которая бы заполнила собой вселенную и "чтоб вся на первый
крик "Товарищ!" — оборачивалась земля". Такой представлял,
такой хотел видеть любовь Маяковский. Ему не было дано счастье испытать
такую любовь: все дело в том, что в каждом любовном романе есть два
персонажа, от которых в равной мере зависит его судьба.
Такой Маяковский понятен нам, близок и современен.
Маяковский-сатирик — тоже наш современник. Сатира в творчестве поэта
— это "кавалерия острот", поднявшая "рифм отточенные
пики", это любимейший род оружия.
"Очень много разных мерзавцев ходит по нашей земле и вокруг",
— отмечает поэт в стихотворении "Разговор с товарищем Лениным".
"Окрутить их, разоблачить перед лицом народа" — такую задачу
ставит перед собой Маяковский.
Он едко высмеивает все отрицательные проявления в советском быту ("О
дряни", "Любовь", "Пиво и социализм"), борется
с бюрократизмом в учреждениях ("Прозаседавшиеся", "Фабрика
бюрократов"), выступает против пережитков капитализма в сознании
людей ("Трус", "Ханжа", "Подлиза", "Сплетник"),
наносит сокрушительные удары по царству доллара, по международным убийцам
и поджигателям новой войны.
Маяковский в стихотворении "Столп" хочет, чтобы "критика
дань носила", хотя "очень много разных мерзавцев ходят по
нашей земле и вокруг, целая лента типов тянется: волокитчики, подхалимы,
сектанты, пьяницы".
В наши дни слова из стихотворения "Прозаседавшиеся": "О,
хотя бы еще одно заседание относительно "искоренения всех заседаний!"
стали крылатыми. Они и сегодня направлены против бюрократов, управленческого
аппарата, бесплодных заседаний и голосований депутатов и т. д.
"Моет", просто стирает бюрократов и пьеса "Баня".
Бюрократы Победоносиков и его секретарь Оптимистенко не дают дороги
новому изобретению, мешают движению вперед. Эта пьеса показывает вред
бюрократизма, враждебность его всей творческой, созидательной атмосфере
общества. К сожалению, живут победоносиковы и оптимистенки и в нашей
дни. Сатира Маяковского "косила" дрянь, помогала читателю
увидеть, кто есть кто.
Отрадно отметить, что в наше время все больше появляется дерзающих,
думающих, смелых людей, которые хотят, чтобы демократизм, предприимчивость
помогли нашему обществу.
А как злободневны и сегодня строки из стихотворения "Душа общества":
...как от острого,
как бы заразного,
беги,
товарищ,
от алкоголика,
который бахвалится тем,
сколько пива и водки выпито!
Да, я считаю, что Владимир Маяковский "понят своим народом",
хотя каждый воспринимает его по-своему.
В. Маяковский был человеком чрезвычайно чувствительным, готовым отдать
все "за одно только слово ласковое, человечье".
Какое скромное (и какое страстное!) желание и какая грандиозная плата
за него!