<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
ОБРАЗ
АВТОРА В РОМАНЕ "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ".
Мне
жизнь все как-то коротка. И все боюсь, что не успею я свершить чего-то.
(Лермонтов "Монолог")
Именем
М.Ю. Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Чтобы
правильно понять характер Лермонтова, необходимо знать политическую
обстановку, сложившуюся в России в 30-е годы XIX века, так как она оказала
большое влияние на формирование Лермонтова как Человека. Николай 1,
расправившийся жестоко с декабристами, старался с корнем вырвать их
идеи. Молодое поколение не могло выступить против царского режима, но,
несмотря на реакцию, лучшие люди 30-х годов продолжали бороться, и среди
них первым был Лермонтов. Мотивы избранничества и жертвенности звучат
почти во всех стихах Лермонтова, эту же тему он раскрывает и в "Герое
нашего времени". Как часто в лирике Лермонтова и в раздумьях Печорина
мы встречаем печальное признание того, что люди их поколения - это тощие
плоды, до времени созревшие, которые не радуют глаз. Мы говорим, что
Печорин - типичный герой 30-х годов, значит и в Лермонтове есть что-то
от Печорина. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает
жизнь, с лермонтовскими словами: "Но судьбу я и мир презираю",
поэтому-то в "Герое нашего времени" мы так явственно слышим
голос автора.
Что общего у Лермонтова с его героем Печориным? Несомненно, что они
были близки, ведь им пришлось жить в невероятно трудное и тяжелое время.
Они жили в эпоху "безвременья", породившую страшную болезнь.
Болезнь эта состояла в том, что в условиях самодержавно-полицейского
государства "силы необъятные", дремавшие в молодом поколении,
не могли найти себе достойного применения. Люди, одаренные от природы
умом и волей живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным",
остро переживали эту трагедию. В размышлениях Печорина навязчиво звучит
мотив человека, прикованного к чиновничьему столу, вынужденного весь
век оставаться титулярным советником. Вспомним, что уже в ранних стихах
Лермонтова слышатся горькие жалобы на жизнь, "где стонет человек
от рабства и цепей", а в зрелые годы поэт вкладывает в уста бывалого
солдата, рассказывающего о героизме русских воинов при Бородине, горький
упрек: "Богатыри - не вы", обращенные к сверстникам поэта.
О них, о своих современниках Лермонтов писал:
Печально я гляжу па наше поколенье:
Его грядущее иль пусто, иль темно.
Меж тем, под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно.
Лермонтов доказал, что он имеет право упрекать свое поколение в бездействии,
изобразив главного героя типичным представителем тех юношей, которые
сначала вступили в конфликт с обществом, а потом уже не пытались бороться
против установившегося порядка, они выдохлись и не имели достаточно
сил, чтобы бороться. Печорин - это плод воображения самого автора, а
как любой автор, волей или неволею через своего героя выражает свои
сокровенные мысли, свою жизненную позицию, если даже взгляды их расходятся.
Изображая портрет Печорина, Лермонтов невольно в общих чертах дал свой
собственный портрет. Иван Тургенев в своих литературных воспоминаниях
пишет о Лермонтове: "В наружности Лермонтова было что-то зловещее
и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью
и страстью веяло от его лица, от его больших, неподвижно-темных глаз.
Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детских
нежных и выдававшихся губ". Почти такое выражение было и у Печорина.
Противоречие глаз и рта - особенность его внешнего облика.
Лермонтов был выше и глубже своего героя. Тургенев верно разгадал причины
тяжкой грусти, томившей поэта: "Внутренне Лермонтов скучал глубоко:
он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба". Печорин
тоже скучает в светском обществе, оно его даже не забавляет. В чем суть
трагедии Лермонтова и Печорина? Мне кажется, эту мысль хорошо выразил
Герцен, он писал в своей книге "О развитии революционных идей в
России": "Нам дают обширное образование, нам прививают желания,
стремления, страдания современного мира и нам кричат: "Оставайтесь
рабами, немыми, бездеятельными, или вы погибли". Тот же крик души
содержится и в стихотворении Лермонтова "Монолог": "К
чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы,
когда мы их употребить не можем?... И нам горька остылой жизни чаша,
и уж ничто души не веселит". В статьях о Лермонтове, написанных
после его смерти, много говорилось о его "демонизме", о тоске,
о печали, об отчаянии одинокой души. Таковым был и Печорин. Что-то демоническое
и роковое ощущается в его натуре. Он несчастен, и сам приносит людям
несчастье, это как заразная болезнь, от которой никуда не уйти. Печориных
было большинство в молодом поколении 30-х годов, однако мы не можем
причислить к их числу самого Лермонтова. Ведь его не согнула полицейская
дубинка, не запугали ссылки и угрозы. Лермонтов прошел через исключение
из университета, его волю не сломили две ссылки, и лучшее доказательство
этому - смелость, с которой он бросал в лицо "свободы гения и славы
палачей" свои стихи, облитые злостью и
горечью, и мужество, которое нужно было для создания "Героя нашего
времени". Николай 1 писал жене о книге Лермонтова: "По моему
убеждению, это жалкая книга, обнаруживающая большую испорченность ее
автора". Реакционные круги поспешили очернить Лермонтова, заявив,
что он в Печорине изобразил самого себя. Лермонтову это было крайне
неприятно. В предисловии к роману Лермонтов язвительно высмеял попытки
поставить знак равенства между автором романа и его героем. Поэт подчеркнул,
что в образе Печорина дан не портрет одного человека, а, художественный
тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.
Однако, на мой взгляд, роман, все-таки был отчасти автобиографичен.
Новиков, исследовавший жизнь Пушкина и Лермонтова, пишет в своей повести
"О душах живых и мертвых" о том, что прообразом Веры из "Героя
нашего времени" послужила Варенька Бахметьева, которую Лермонтов
страстно любил, а ее муж Бахметьев (старый ревматик) - прообраз мужа
Веры.
Что давало Лермонтову силу, что помогало ему стать великим поэтом и
писателем? Ведь одного, даже огромного, таланта мало для этого. Силу
эту черпал он в родной земле, в своей "странной любви" в Родине.
Если в дневнике Печорина, рассказывающем о его мыслях и чувствах за
довольно долгий промежуток времени, нет и слова о России, то все мысли
и стихи Лермонтова проникнуты любовью к ней, чувством внутренней связи
с народом. Эта высокая любовь озарила короткую жизнь Лермонтова, сделала
его великим. Среди унылой толпы Печориных, прошедших без следа, "не
бросивши векам ни мысли плодовитой...", нет М.Ю. Лермонтова. И
если Печорин был жертвой своего времени, то Лермонтов - настоящим его
героем.