<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
МЦЫРИ
КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ.
Одной
из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма "Мцыри"
- плод деятельной и напряженной творческой работы.
Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего
на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем"
- старшим монахом. В поэме "Исповедь" (1830 год, действие
происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право
на любовь, которая выше монастырских уставов. Увлечение Кавказом, стремление
к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться
мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета
его дарования к созданию поэмы "Мцыри" (1840 год), повторяющей
многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом. Перед
"Мцыри" была написана поэма "Беглец". В ней Лермонтов
развивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник
долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам
за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная,
ни мать, даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на
кладбище.
Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны. В поэме "Мцыри"
Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в "Исповеди"
и поэме "Беглец". В "Мцыри" поэт почти полностью
исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в "Исповеди"
(любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой
встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный
порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала
свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как
и в творчестве поэтов-декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий:
в одну, но "пламенную страсть" сливается любовь к отчизне
и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся
ему кельи, сумрачными и глухими - стены, трусливыми и жалкими - стражи-монахи,
сам он - рабом и узником. Его желание узнать, "для воли иль тюрьмы
на этот свет родились мы", обусловлено страстным порывом к свободе.
Короткие дни для побега - это для него воля.
Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет
блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную
любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует
и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться
за свободу родины. Но вместе с тем поэт с несомненной симпатией воспевает
воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя,
но они ощутимы в намеках. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде
всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он .побеждает,
недаром мечты влекут его в "чудный мир тревог и битв". Он
убежден, что мог бы быть "в краю отцов не из последних удальцов".
Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих
чувств он - воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет.
Юноша, гордясь этим, говорит; "Ты помнишь, в детские года слезы
не знал я никогда". Волю слезам он дает лишь во время побега, потому
что никто их не видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило
волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь:
то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства
с грозой. Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется,
в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат
в монастырь - это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует
о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого
патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться.
Он и теперь бы "рай и вечность променял" за несколько минут
жизни среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его
вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим
святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно
"спорил с судьбой".
Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом
нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись
укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников
из дворянского общества.
Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия
образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство
с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным типичным
листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными
цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он
припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен,
загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума
разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает
блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерстя барса, он видит зубцы
далеких гор и бледную полосу "меж темным небом и землей",
ему чудится, что его "прилежный взор" мог бы следить через
прозрачную синеву неба полет ангелов. (Характеру героя соответствует
и стих поэмы).
Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма, Мцыри, полный
пламенных страстей, сумрачный и одинокий,
раскрывающий свою "душу" в рассказе-исповеди, воспринимается
как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший "Мцыри"
в те годы, когда создавался и реалистический роман "Герой нашего
времени", вносит такие черты в свое произведение, которых нет в
более ранних его поэмах. Если прошлое героев "Исповеди" и
"Боярина Орши" остается совершенно неизвестным, и мы не знаем
тех социальных условий, которые сформировали их характеры,, то строки
о несчастливом детстве и отечестве Мцыри помогают глубже понять переживания
и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтическим поэм,
связана со стремлением глубже раскрыть - "рассказать душу".
Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны
для поэта, который в то же время создавал социально-психологический
роман. Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера
в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и
поэтически скупой речью вступления. ("Однажды русский генерал...")
Романтическая поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций
в творчестве Лермонтова. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель
традиций Пушкина и поэтов-декабристов, и вместе с тем как новое звено
в цепи развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес
в национальную литературу свой, "лермонтовский элемент". Сжато
поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве первой
характерной черты творческого наследия поэта отмечал "самобытную
живую мысль" в его стихах. Повторял Белинский "Все дышит самобытною
и творческою мыслью".