<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
ТЕМА
ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ ЛЕРМОНТОВА.
И
ненавидим мы, И любим мы случайно. М.Ю. Лермонтов С именем Лермонтова
открывается новая страница русской литературы.
Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много
трагического. Нельзя забывать о том, что истоки трагизма в творчестве
Лермонтова - это не только его личная судьба, и как человека, и как
поэта, но и трагизм окружающей действительности.
Тридцатые годы - это годы реакции в России, все лучшее сгноили, разогнали,
сослали в Сибирь. Характеризуя творчество Лермонтова, Белинский позднее
скажет: "Без отрицания жизнь превратится в стоячее и вонючее болото?
Белинский верно заметил основное противоречие романтического восприятия
мира Лермонтовым - это противоречие между идеалом и действительностью,
которое в творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения. Его
произведения поражают беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты.
Лермонтовский романтизм основан на твердом убеждении, что существует
"жизнь иная", что человек создан для любви, для счастья. Любовь
занимает большое место в поэзии Лермонтова.
Позднее Тургенев скажет: "По тому, как может любить человек, мы
можем судить о его внутренней зрелости". Лермонтов как личность
сформировался очень рано. В пятнадцать лет у него были глубокие, философские
стихи о любви, о родине, о тайне человеческого бытия. Он пишет: "Мне
жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею свершить чего-то".
Идеалы Лермонтова беспредельны: он жаждет не простого улучшения жизни,
а "полного блаженства", изменения несовершенной человеческой
природы, абсолютного разрешения всех противоречий бытия. Существовать
вечно - на меньшее поэт не согласен. Любовь в творчестве Лермонтова
носит трагический отпечаток из-за его единственной, настоящей, неразделенной
любви к
другу юности - Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает
себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни.
Лермонтов грустит о потерянном счастье:
Душа моя должна прожить в земной неволе
Не долго. Может быть, я не увижу боле
Твой взор, твой милый взор,
столь нежный для других.
Лермонтов подчеркивает свою отчужденность от всего мирского: "Чего
б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом." В понятии Лермонтова
любовь должна быть вечной, поэта не удовлетворяют "обычные",
скоротечные страсти, и если он иногда увлекается и отходит в сторону,
то его строки - это не плод больной фантазии, а всего лишь минута слабости:
У ног других не забывал
я взор твоих очей.
Любя других, я лишь страдал
Любовъю прежних дней.
Человеческая, земная любовь кажется помехой для поэта на его пути к
высшим идеалам. В стихотворении "Я не унижусь пред тобою"
он говорит, что вдохновение для него дороже ненужных страстей, которые
способны кинуть человеческую душу в бездну. Любовь в лирике Лермонтова
носит роковой характер. Он пишет:
"Меня спасало вдохновенье
от мелочных сует,
но от своей души спасенья
и в самом счастье нет."
Бабушка Лермонтова говорила: "Странный Мишель, пока одни подыскивают
себе невест и устраивают свои материальные дела, он все витает в облаках,
грезит о неземной любви". В стихотворении "Сонет" поэт
пишет: "Я памятью живу с увядшими мечтами, виденья прежних лет
толпятся предо мной, и образ твой меж них, как месяц в час ночной, между
бродящими блистает облаками." Поэт пытается противопоставить унылой
действительности свои идеальные воззрения.
В этом отличие любовной лирики Лермонтова от любовной лирики Пушкина.
У Пушкина любовь, как божественный дар, радостна и
светла. Он не привносит неразрешимого трагизма в свои лирические стихи,
у него любовь - всего лишь миг прекрасного, чарующего, возвышенного.
Он более реалистичен и жизнерадостен в своих стихах, хотя и у него порой
проступают пессимистические нотки. В стихотворениях Лермонтова любовь
- чувство высокое, светлое, поэтическое, но всегда неразделенное или
утраченное. В стихотворении "Валерик" любовная часть, ставшая
впоследствии романсом, передает горькое чувство утраты связи с возлюбленной.
"Безумно ждать любви заочной?
В наш век все чувства лишь на срок;
но я вас помню...", -
пишет поэт. Традиционным в творчестве Лермонтова, Связанным с его личным
опытом, стал мотив неверной возлюбленной, недостойной великого чувства
или не выдержавшей испытания временем. Разлад между мечтой и действительностью
проникает в это прекрасное чувство, любовь Лермонтову приносит не радость,
а грусть и страдание: Мне грустно, потому что я тебя люблю. Поэт раздумывает
над вопросом жизни и смерти. Он грустит о скоротечности жизни и хочет
успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен
ему на земле. Ему "жизнь ненавистна, но и смерть страшна".
Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его восприятия окружающей
жизни, в них сосредоточены душевные переживания поэта, богатство его
внутреннего мира. Он повсюду ищет гармонию, его мысли о вечной свободе,
о любви неразрывно связаны с думами о несовершенстве мира к отдельной
человеческой личности. Страдания человека - в противоречивости чувств:
Никто не получал, чего хотел. А что любил?.