<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Поэт
и общество в лирике М. Ю. Лермонтова.
Значительную
часть своего творчества М.Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания
поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже
враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.
Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена
в стихотворении "Пророк". Нужно заметить, что это стихотворение
Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А.С.Пушкин
в своем "Пророке": "С тех пор, как вечный судия мне дал
всевиденье пророка..."
Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального
оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагичности лирического
героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом
пророка, то Лермонтов показал нам уже результат деятельности пророка.
Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания
и неверия людей: "В меня все ближние мои бросали бешено каменья".
"Шумный град" встречает лермонтовского героя насмешками "самолюбивой"
пошлости, презрением.
Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом облике.
Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов
же вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые
подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город,
слыша за спиной оскорбительные возгласы:
"Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!"
У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм, у Лермонтова
мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет
надежд и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично. Тема поэта и
общества появляется и становится главной и в таких
произведениях Лермонтова, как "Смерть поэта" и "Поэт",
"Журналист, читатель и писатель" и др.
Так стихотворение "Смерть поэта" стало не только тем произведением,
которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу, - за него поэт
был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти
Пушкина, поэт клеймит тех, "кто жадною толпой" стоит у трона,
кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они - гонители таланта,
сплетники, наушники, "свободы, гения и славы палачи" стали
причиной смерти поэта. В другом стихотворении, названном Лермонтовым
"Поэт", эта тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни,
поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет
иной художественный прием, прием параллелизма образов. Стихотворение
можно разбить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает нам
о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке,
висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с
судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда
голос его звучал "как колокол на башне вечевой среди торжеств и
бед народных") забыты, толпа презирает его. Но в заключение пессимистический
тон меняется на обнадеживающий:
"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья!"
Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который
является символом гражданской, Богом данной поэзии. Тема поэта и поэзии,
назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе.
Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову,
Пастернака и других поэтов современности.