<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
Какие
мотивы лирики Лермонтова я вижу в "Герое нашего времени".
М.
Ю. Лермонтов - поэт поколения 30-х годов XIX века. "Очевидно, -
писал Белинский, - что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его
поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества".
Эпоха безвременья, политической реакции после восстания декабристов
в 1825 году, разочарования в прежних идеалах породила такого поэта как
М.Ю. Лермонтов, поэта, который своей главной темой избрал тему одиночества.
И тема эта проходит через все творчество Лермонтова: с необычайной силой
звуча в лирике, в поэмах, в бессмертном романе "Герой нашего времени".
Связь "Героя нашего времени" с образами лирических произведений
Лермонтова несомненна. Ведь главная мысль романа была изложена поэтом
в стихотворении "Дума":
Печально я гляжу на наше поколенье,
Его грядущее иль пусто, иль темно.
Меж тем под бременем познанья иль сомненья
В бездействии состарится оно.
В этих строках уже высказаны мысли, которые найдут отражение и на страницах
романа, ведь главный герой его -Григорий Александрович Печорин - и является
типичным представителем целого поколения, в судьбе которого отражаются
все пороки, недостатки, болезни общества той эпохи. Об этом сам автор
напишет в предисловии ко 2-му изданию романа: "Это портрет, составленный
из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии".
Какими чертами наделен герой времени 30-х годов: он разочарован в жизни,
у него нет положительных идеалов, цели в жизни, он не верит ни в любовь,
ни в дружбу, смеется над человеческими привязанностями, "жизнь
его томит, как ровный путь, без цели, как пир на празднике чужом".
Григорий Печорин напоминает своими поступками лирического героя стихотворения
"И скучно, и грустно..." Он разочарован в любви. Так, увлечение
черкешенкой Белой приводит к преждевременной нелепой ее смерти. Герой
романа как бы восклицает: "Любить, но кого же? На время - не стоит
труда, а вечно любить невозможно..." Григорий Печорин относится
и к жизни, как к игре, к глупой шутке ("А жизнь, как посмотришь
с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка"). Он
не дорожит жизнью, не боится смерти, с радостью идет на испытание судьбы,
рискуя быть убитым пьяным казаком или погибнуть в пучине моря ("Фаталист",
"Тамань").
Размышления Печорина в дневнике, который является беспощадным самоанализом
и саморазоблачением, показывают степень одиночества героя. Это подтверждают
и образы-символы, характерные для лирики поэта - Печорин в туманную
ночь в "Тамани" видит вдалеке белеющий парус ("Парус");
вспоминает о высоком звездном небе, о связи людей, всего мироздания
с Богом ("Выхожу один я на дорогу", "Когда волнуется
желтеющая нива"). Только вечная величественная природа успокаивает
героя романа, примиряет его с окружающей действительностью. Именно с
этого момента Григории Печорин мог бы воскликнуть: "И счастье я
могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу бога".