<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
НРАВСТВЕННЫЕ
ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ".
Объясняя
образ Печорина, В.Г.Белинский сказал: "Это Онегин нашего времени,
герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния
между Онегою и Печорою". Онегин - отражение эпохи 20-х годов, эпохи
декабристов; Печорин - герой третьего десятилетия, "жестокого века".
Оба они - мыслящие интеллигенты своего времени. Но Печорин жил в тяжелую
эпоху общественного гнета и бездействия, а Онегин - в период общественного
оживления и мог быть декабристом. У Печорина этой возможности не было.
Поэтому Белинский говорит: "Онегин скучает, а Печорин страдает".
Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя
из-под опеки родных, "пустился в большой свет" и "стал
наслаждаться бешено всеми удовольствиями". Легкомысленная жизнь
аристократа ему вскоре опротивела. Так же, как Онегину, наскучило и
чтение книг. После "нашумевшей истории в Петербурге" Печорина
ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами
указывает на его аристократическое происхождение: "бледный, благородный
лоб", "маленькая аристократическая рука", "ослепительно-чистое
белье". Печорин физически сильный и выносливый человек: "широкие
плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности
кочевой жизни... непобежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями
душевными".
В портрете героя отражены и внутренние качества: противоречивость и
скрытность. Не удивительно ли, что, "несмотря на светлый цвет волос,
усы его и брови черные?" Глаза не смеялись, когда он смеялся".
Печорин наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий
мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом
человеческой жизни. В оценке современников самокритичен:" Мы не
способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже
для собственного нашего счастья". Он прекрасно разбирается в людях
(например, в Грушницком, в княжне Мэри), не удовлетворяется сонной жизнью
"водяного общества" и дает уничтожающие характеристики столичным
аристократам. Память Печорина насыщена сведениями из литературы и истории.
В его дневнике мы находим цитаты из Грибоедова и Пушкина, название произведений,
имена писателей и литературных героев.
Печорин безумно смел, как бы играет с жизнью. Стоя на краю пропасти
с незаряженным пистолетом, он подставляет грудь под
выстрел Грушницкого. И это делается для того, чтобы "изведать предел
подлости моего противника". Человек сильной воли и больших возможностей,
Печорин страстно стремится к активной жизни. "Рожденный для высокой
цели", он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать
свои силы на поступки, недостойные настоящего человека. Даже острые
приключения не могут его удовлетворить. Любовь приносит только разочарование
и огорчение. Окружающим он причиняет горе, и это углубляет его страдания.
Вспомните, какова судьба Бэлы, Грушницкого, княжны Мэри и Веры, Максима
Максимыча.
Однако с богатством душевных сил и одаренностью героя Лермонтов раскрывает
и такие качества Печорина, которые резко снижают его образ. Печорин
- холодный эгоист, он безучастен к страданиям других, и это характеризует
его как индивидуалиста.
Но самое тяжелое обвинение Печорину - отсутствие жизненной цели, бесплодность
существования. Задумавшись над вопросом о цели своей жизни, он записал
в "журнале": "А, верно, она существовала и, верно, мне
было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные".
Нашел ли Печорин свое "высшее назначение"? С пользой ли растратил
свои "необъятные силы"? И не о подобных ли ему людях поколение
30-х годов прошлого века сказал Михаил Юрьевич Лермонтов в знаменитой
"Думе":
... Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гениям начатого труда.
Можно ли назвать Печорина героем в положительном смысле этого слова?
Или, может быть, глубокая ирония скрыта в самом заглавии романа? Ответ
на этот вопрос нужно искать в предисловии. В нем Лермонтов совершенно
категорически заявляет, что Печорин - "это портрет, составленный
из пороков всего нашего поколения в полном их развитии.
Печоринство было типичной болезнью времени. Однако уже и в те годы,
полные мрака и безнадежности, появились имена истинных
героев. Они шаг за шагом прошли "кремнистый путь" борцов и
явили миру образцы патриотизма и гражданского мужества.