<<<Главная
страница
|
Ахматова
| Блок
| Булгаков
| Бунин
| Быков
| Высоцкий
|Достоевский
| Есенин
| Гоголь
| Гончаров
| Горький
|
| Грибоедов
| |Лермонтов
| Маяковский
| Островский
| Пастернак
| Пушкин
| Салтыков-Щедрин
| Солженицын
|
|
Толстой
| Тургенев
| Фет
| Чехов
| Шолохов
|
ТЕМА
РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА.
Скромное
по объему сравнительно с другими русскими классиками, творчество Лермонтова
внутренне едино и целеустремленно. Лермонтов мог бы сказать о себе словами
Мцыри: "Я знал одной лишь думы власть,/Одну, но пламенную страсть..."
и т.д. Белинский очень точно определил смысл этой "думы":
"нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности"
- вот суть всего лермонтовского творчества. И главным в этом творчестве,
как и у Пушкина, была лирика. Характер своего лирического героя Лермонтов
повторил во всех других родах своего творчества: и в героях поэм, и
в Арбенине, и в Печорине.
Цельность лирическому герою Лермонтова придает система основных мотивов
его лирики, проходящая через абсолютно все стихотворения великого русского
романтика. И как положено для истинного романтика, исходным и определяющим
оказывается мотив резко отрицательного отношения к общественному бытию.
Он конкретизируется в образе тирана и ведущей антитезе изображения дворянского
света: внешнем благообразии и жестокой внутренней бесчеловечности ("Смерть
поэта", Как часто пестрою толпою окружен").
Отрицательно оценивает Лермонтов и обратную сторону активной бесчеловечности
дворянского света - опустошенность, внутреннюю мертвенность, безвольную,
рабскую покорность человека палачам и невеждам. Этот мотив ведущий и
универсальный в "Думе" ("Печально я гляжу на наше поколенье"),
где все общепринятые ценности поэт признает ложными.
Тиранам и рабам противостоит у Лермонтова обладатель острого ума и живого
чувства, и чувство это - любовь к свободе. Стремление к свободе порождает
мятежность ("Парус"), желание активно бороться за нее ("Я
жить хочу! хочу печали". 1832). Поэтому уделом такой личности остается
одиночество в "стране рабов, стране господ" - второй важнейший
лермонтовский мотив ("Утес", "На севере диком").
Герой обречен быть вечным странником ("Нет, я не Байрон",
"Кинжал", "Листок"), изгнанником ("Тучи"),
узником ("Желание" - 1832, "Узник", "Соседка").
Поэтому герой уходит в себя, в свой внутренний мир. Уже Белинский показал,
что самоуглубление, рефлексия, было в 30-е годы общественно значимо,
подготавливало будущую деятельность. В своих размышлениях лирический
герой Лермонтова проявляет стойкость, мужество и непримиримость ("Пророк").
Ухода в себя, лирический герой Лермонтова делает свою душу ареной внутреннего
конфликта, отражающего его непримиренность с обществом рабов-господ.
До Лермонтова русская литература внутреннего конфликта личности не знала,
у Онегина он лишь намечен и разовьется после окончания романа. Смысл
этого конфликта раскрывают строки из "Думы": "И царствует
в груди какой-то холод тайный,/ Когда огонь кипит в крови", - жажда
активной жизни и сознание ее невозможности. Обе стороны этого внутреннего
конфликта получили в стихотворениях Лермонтова дальнейшее раскрытие.
"Холод тайный" приводит героя к пессимизму и опустошенности:
"И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг/ Такая пустая
и глупая шутка"; "И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад". "Огонь в крови" заставляет искать
иную жизнь, надеяться на нее - третий и тоже характернейший лермонтовский
мотив.
Стремление отыскать иную жизнь может привести к загробному единению
с богом ("Ангел", "Ветка Палестины"), но чаще всего
мы
застаем героя в поисках родной души ("На севере диком", "Утес",
"В полдневный жар в долине Дагестана"). Однако он не верит
в дружбу ("...друзей клевета ядовитая..."), что же касается
любви - "Любить... но кого же? на время - не стоит труда,/А вечно
любить невозможно". Поэтому любовь в стихотворениях Лермонтова
всегда неразделенная, непостоянная, кончающаяся изменой. Безответственность
и непостоянство женского чувства у Лермонтова нельзя объяснить биографией
поэта: несчастная любовь у него общественно обусловлена.
Избавление от одиночества герой находит в соединении с природой. Здесь,
подобно Пушкину (от "Брожу ли я вдоль улиц шумных" к "Вновь
я посетил"), Лермонтов от констатации равнодушия природы к человеку
в стихотворении "Когда волнуется желтеющая нива" приходит
к преодолению этого чувства в своем позднем шедевре "Выхожу я один
на дорогу".
Освобождает героя от внутренней конфликтности и одиночества путь к народу,
к народной жизни. "Бородино" - очень важная веха на этом пути,
ярчайшее проявление единства героя и массы вне антитезы рабов-господ,
То же в стихотворении "Валерик" ("Я к вам пишу случайно").
Народ помогает герою обрести родину. Родина - одна из вечных тем лирики.
Сначала Лермонтов трактует
родину байронически в духе пушкинской элегии "Погасло дневное светило",
чувство родины заменяет радость изгнанника ("Желание", "Зачем
я не птица, не ворон степной", "Спеша на север издалека").
Здесь родина представлена в духе поздней лирики Пушкина как место рождения
будущего последнего успокоения. Итоги исканий героя находим в стихотворениях
"Бородино" и "Родина", в них родина - это народ
в войне и мире. Характерно в последнем стихотворении развитие лирической
мысли от абстрактных представлений к конкретно-бытовым образам. Общение
с народом как единственно действенное лекарство от
одиночества и определило понимание Лермонтовым фигуры поэта. Поэт для
Лермонтова - одно из конкретных проявлений активности личности вообще.
Творчество - значимая деятельность, но свет никогда не поймет поэта
("Пророк"). Конфликт лермонтовского героя с обществом задает
деятельности поэта сатирико-обличительный характер: "О как мне
хочется смутить веселость их/ и дерзко бросить им в глаза железный стих,/
Облитый горечью и злостью...". Противостояние свету придает фигуре
поэта функции пророка и выразителя народных дум ("Смерть поэта",
"Поэт", "Пророк"). Такое понимание задач поэта привело
к демократизации героя последних стихотворений Лермонтова. В "Валерике"
это простой боевой офицер среди фронтовых будней, в "Завещании"
("Наедине с тобою, брат") - простой солдат, умирающий от раны.
Конечно, и ему Лермонтов придал характерные черты своего лирического
героя, но в его монологе поэт заговорил языком народа. Это стихотворение
вполне определенно предваряет монологи некрасовских крестьян.
Разберем с детства знакомый "Парус" (1832). Это стихотворение
стало хрестоматийным потому, что оно очень понятно и доступно самому
неподготовленному читателю. Лермонтов много взял у Пушкина и в том числе
овладел пушкинским талантом краткости и простоты словесной формы при
сохранении глубины смысла. В этом отношении "Парус" представляет
собой миниатюрную энциклопедию основных мотивов лирики Лермонтова. По
жанру это лирическая новелла, т.е. повествовательное стихотворение с
обобщающим суждением. "Парус" символизирует лермонтовского
лирического героя. Конечно, он в первую очередь одинок в житейском море
и "в стране далекой" и ищет избавления от одиночества, которое
"кинул он в краю родном". Бурная стихия привлекает и не пугает
его, ибо избавиться от одиночества он предполагает в активной деятельности.
Как видим, у него еще нет
"холода тайного", но на возможность обретения счастья он смотрит
уже пессимистически (междометие "увы"). И бежит он, конечно,
не от избытка счастья в "краю родном". Очевидно, что, кроме
одиночества, его погнало в дорогу то же, что гонит на юг "тучки
небесные" в другом стихотворении.
Между тем вокруг прекрасный Божий мир. Характерно, кстати, что лазурь
встречается и в "Тучах" (1840), но умиротворенность герою
"Паруса" чужда. Ключевым понятием, новым словом этого стихотворения
является указание на мятежность героя. Гармония и покой Божьего творения
не для него. Мятежность - характерная черта духовного мира людей 30-х
годов. Об этом говорил Белинский ("Жизнь есть действование, а действование
есть борьба") и Герцен ("Человеку хочется действовать, ибо
одно действование может вполне удовлетворить человека"). О таком
человеке лермонтовский "Парус", его нравственные качества
как высшую жизненную ценность поэт утверждает средствами лирики.