Гостевая книга | ФорумЧаты | Пишите мне | Мой баннер | В избранное | Сделать стартовой

<<<Главная страница

| Ахматова | Блок | Булгаков | Бунин | Быков | Высоцкий |Достоевский | Есенин | Гоголь | Гончаров | Горький |
|
Грибоедов | |Лермонтов | Маяковский | Островский | Пастернак | Пушкин | Салтыков-Щедрин | Солженицын |
| Толстой | Тургенев | Фет | Чехов | Шолохов |


ПОЭМА "РЕКВИЕМ" АННЫ АХМАТОВОЙ КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАРОДНОГО ГОРЯ.

ПОЭМА "РЕКВИЕМ" АННЫ АХМАТОВОЙ КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАРОДНОГО ГОРЯ ( анализ языковых и художественных средств ) Неужели никому из них (новым поколе- ниям) не суждена величайшая радость: читать, например,"Медного всадника", восхищаясь каждым ритмическим ходом, каждой паузой, каждым пиррихием? Корней Чуковский. "Только вот поэтов, к сожалению, нету- впрочем, может,это и не нужно",- писал В.Маяковский. А в это время прекрасныхпоэтов, которые служили искусству, а не классу, травили ирасстреливали. Видимо, не считал за истинного поэта Владимир Ма-яковский и Анну Андреевну Ахматову. Судьба ее даже для нашего жестокого века трагична. В 1921году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева, якобы засоучастие в контрреволюционном заговоре. Что из того, что кэтому времени они были в разводе! Их по-прежнему связывал сынЛев. Судьба отца повторилась в сыне. В тридцатые годы по лож-ному обвинению он был арестован. "В страшные годы ежовщины япровела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленингра-де",-вспоминает Ахматова в предисловии к "Реквиему". Жуткимударом, "каменным словом" прозвучал смертный приговор, заме-ненный потом лагерями. Затем почти двадцать лет ожидания сына.В 1946 году выходит "знаменитое" ждановское постановление, ко-торое оболгало Ахматову и Зощенко, закрыло перед ними дверижурналов. К счастью, поэтесса смогла выдержать все эти удары,прожить достаточно долгую жизнь и подарить людям чудесные про-изведения. Вполне можно согласиться с Паустовским, что "АннаАхматова- целая эпоха в поэзии нашей страны". Анализировать такую сложную вещь, как поэма "Реквием",трудно. И, конечно, я смогу сделать это только поверхностно.Сначала небольшой словарь. Лирический герой (героиня) - образ поэта в лирике, как бы"двойник" автора-поэта. Это способ выражения авторских чувстви мыслей. Соотношение между лирическим героем и поэтом пример-но такое, как между литературным героем и реальным человеком(прототипом). Сравнение- сопоставление двух предметов и явлений, обла-дающих общим признаком, для пояснения одного другим. Сравнениесостоит из двух частей, соединенных союзами так, как будто,словно, будто и другими. Но может быть и бессоюзным, например,у Ахматовой: " И ненужным привеском болтался возле тюрем своихЛенинград". Эпитет - художественное определение. Оно выражает частоотношение автора к предмету путем выделения какого-то наиболееважного для этого автора признака. Например, у Ахматовой "кро-вавые сапоги". Обычное определение (кожаные сапоги) не будетэпитетом. Метафора- употребление слов в переносном смысле и пере-несение действий и признаков одних предметов на другие, вчем-то сходные. У Ахматовой: "А надежда все поет вдали", "Лег-кие летят недели". Метафора- это как бы скрытое сравнение,когда не называется предмет, с которым сравнивают. Например,"желтый месяц входит в дом" - метафора. А если бы: "желтыймесяц входит", как гость (призрак и т.п.), то сравнение. Антитеза - противопоставление: оборот, в котором сочета-ются резко противоположные понятия и представления. "... И м 1000 нене разобрать теперь, кто зверь, кто человек" (Ахматова). Гипербола- преувеличение, основанное на том, что сказан-ное не следует понимать буквально, оно создает образ. Обратнымгиперболе будет преуменьшение (литота). Пример гиперболы: Еле в стул вмещается парень. Один кулак - четыре кило. Маяковский. Главная мысль поэмы "Реквием"- выражение народного горя,горя беспредельного. Страдания народа и лирической героинисливаются. Сопереживание читателя, гнев и тоска, которые охва-тывают при чтении поэмы, достигаются эффектом сочетания многиххудожественных средств. Интересно, что среди последних практи-чески нет гипербол. Видимо, это потому, что горе и страданиянастолько велики, что преувеличивать их нет ни нужды, ни воз-можности. Все эпитеты подобраны так, чтобы вызвать ужас и отвраще-ние перед насилием, показать запустение города и страны, под-черкнуть мучения. Тоска "смертельная", шаги солдат "тяжелые",Русь "безвинная", "черные маруси" (арестантские машины, иначе"черный ворон(ок)". Часто употребляется эпитет "каменный":"каменное слово", "окаменелое страдание" и т.д. Многие эпитетыблизки к народным: "горячая слеза", "великая река" и т.д. Во-обще же народные мотивы очень сильны в поэме, где связь лири-ческой героини с народом особая: И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною И в лютый холод, и в июльский зной Под красною ослепшею стеной. Обращает внимание последняя строчка. Эпитеты "красная" и"ослепшая" по отношению к стене создают образ стены, краснойот крови и ослепшей от слез, пролитых жертвами и их близкими. Сравнений в поэме немного. Но все так или иначе подчерки-вают глубину горя, меру страданий. Некоторые относятся к рели-гиозной символике, которую Ахматова часто использует. В поэмеесть образ, близкий всем матерям, Матери Христа, молча пере-носящей свое горе. Некоторые сравнение не изгладятся из памяти: Приговор... И сразу слезы хлынут, Ото всех уже отдалена, Словно с болью жизнь из сердца вынут... И вновь народные мотивы: "И выла старуха, как раненыйзверь". "Буду я, как стрелецкие женки, под кремлевскими башня-ми выть". Надо вспомнить историю, когда Петр 1 сотнями казнилмятежных стрельцов. Ахматова как бы олицетворяет себя в образерусской женщины времени варварства (17 век), которое вновьвернулось в Россию. Больше всего, мне кажется, в поэме использовано метафор."Перед этим горем гнутся горы...". С этой метафоры начинаетсяпоэма. Это средство позволяет добиться удивительной краткостии выразительности. "И короткую песню разлуки паровозные пелигудки", "Звезды смерти стояли над нами", "безвинная корчиласьРусь". А вот еще: "И своей слезой горячей новогодний лед про-жигать". Вспоминается Пушкин, любимый поэт Ахматовой, "лед ипламень". Вот еще один ее мотив, очень символичный: "Но крепкитюремные затворы, а за ними каторжные норы..." перекликается спосланием декабристам. Есть и развернутые метафоры, представ-ляющие целые картины: Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как клинописи жесткие страницы Страдание выводит на щеках. Мир в поэме как бы разделен на добро и зло, на палачей ижертвы, на радость и страдания. Для кого-то веет ветер свежий, Для кого-то нежится закат - Мы не знаем, мы повсюду те же, Слышим лишь ключей постылый скрежет Да шаги тяжелые солдат. Здесь даже тире подчеркивает антитезу. Это средствоиспользуется очень широко. "И в лютый холод, и в июльскийзной", "И упало каменное слово на мою еще живую грудь", "Тысын и ужас мой" и т.д. В поэме много и других художественных средств: аллегорий,символов, олицетворений, удивительны комбинации и сочетанияих. Все вместе это создает мощную симфонию чувств и пережива-ний. Для создания нужного эффекта Ахматова употребляет почтивсе основные стихотворные размеры, а также различный ритм иколичество стоп в строках. Все эти средства лишний раз доказывают, что поэзия АнныАхматовой, действительно, "свободная и крылатая".

Copyright © 2001 - 2003 by Zeyn
Используются технологии uCoz