Тема II. РЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

1. Краткое содержание, итоги и противоречия петровских преобразований

На пороге XVIII столетия перед российским самодержавием стояла, как было отмечено в предыдущей главе, огромной трудности и важности историческая задача: вывести страну из экономической стагнации, приобщить к передовым западноевропейским знаниям, опыту и технологии. Надо было, по словам С.М. Соловьева, "выдвинуть Россию в Европу и приобрести средства усиления и обогащения".

Годы, относящиеся к первой четверти XVIII в., были годами царствования Петра Великого (1689 - 1725 г.). В его нелегкой, бурной государственной деятельности ярко проявились два основных направления - военное и реформаторское. Как замечает Ключевский В.О., "Петр почти не знал мира: весь свой век он воевал с кем-нибудь... из 35 лет его царствования только один 1724-й год прошел вполне мирно, да из других лет можно набрать не более 13 мирных месяцев. Выросло целое поколение, для которого главным в его сознании было то, что Русь непрерывно воюет - с турками, со шведами, с персами, даже сама с собой, с астраханцами, казаками.

Не случайно, поэтому, что война стала главным движущим рычагом преобразовательной деятельности Петра, военная реформа ее начальным моментом, а устройство финансов - ее конечной целью.

Петр осуществлял свою реформаторскую деятельность не по строгому, заранее разработанному плану преобразований, а отрывочными постановлениями, отдельными мерами между походами и военными заботами. Проводимые преобразования оформлялись законодательными указами, количество которых составило более 2,5 тыс.

Военная реформа

Военная реформа, как уже отмечалось, была первоначальным преобразовательным делом Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для российского народа. Она имеет очень важное значение для русской истории, так как она оказала глубокое воздействие не только на решение проблемы государственной обороны, но и на весь склад общества и на дальнейший ход событий в стране.

Военная реформа была направлена на коренную реорганизацию вооруженных сил страны: создание регулярной армии и постройку мощного отечественного флота.

Армия формировалась на основе рекрутской системы, введенной в 1705 г. В соответствии с этой системой солдатский состав полевой армии и гарнизонных войск формировался из крестьян и других податных сословий, а офицерский корпус из дворян.

К концу правления Петра Россия имела 130 тыс. армию из трех родов войск - пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме того, около 70 тыс. человек находилось в гарнизонных войсках, 6 тыс. - в ополчении и свыше 105 тыс. - в казачьих и других нерегулярных частях.

Для обучения солдат и офицеров были подготовлены многочисленные пособия и открыты специальные учебные заведения, в их числе Морская академия (1715 г.).

Наряду с созданием регулярной армии осуществлялось строительство военно-морского флота. Флот строился и на юге, и на севере страны, однако основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота, который в 30-х годах 18 века был самым мощным российским флотом.

Всего во флоте числилось 48 линейных кораблей, 787 галер и мелких судов и 28 тыс. человек.

Создание мощной регулярной армии и флота привело к значительному увеличению стоимости их содержания. К 1725 г. расход на содержание армии и флота составлял 52 - 58 млн. руб. (в деньгах XIX века), что равнялось не менее 2/3 тогдашнего бюджета доходов.

Реформа в экономике

Заботы о народном хозяйстве всегда занимали очень видное место в деятельности Петра I. И предшественники Петра тоже были озабочены поднятием экономического благосостояния Руси, основательно расшатанного смутой. Но до Петра не было достигнуто никаких результатов в этом отношении.

Петр нуждался в деньгах и потому должен был изыскивать новые источники государственных доходов, ибо государственные финансы достались Петру в крайне неудовлетворительном положении. Именно забота о положении государственной казны привела Петра к мысли, что поднять финансы страны возможно только путем коренных улучшений народного хозяйства. Путь к таким улучшениям новый царь видел в развитии национальной промышленности и торговли. Поэтому к развитию торговли и промышленности он и направил всю свою экономическую политику. В этом заключалась новизна экономических мер Петра. При нем стала господствовать концепция всемерного поощрения развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе.

Для реализации этой концепции Петром осуществлялись различные мероприятия:

1. Проводились геологические работы по разведке полезных ископаемых.

2. Строились новые железоделательные и медеплавильные заводы обеспечивавшие заказы армии и флота. Сестрорецкий завод в Петербурге выпускал оружие, якоря, гвозди. В Нерчинске (Забайкалье) в 1704 г. был построен первый в России сереброплавильный завод.

3. В Москве и в других районах центра России росли суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры, снабжавшие армию обмундированием, а флот - парусиной. К 1725 г. в стране работало 25 текстильных предприятий. Впервые были построены бумажные, цементные и сахарные заводы. Вместо 15 - 20 допетровских мануфактур за первую четверть 18 века было создано около 200 предприятий. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал.

4. В столице выросли Арсенал и Адмиралтейская верфь, со стапелей которой при жизни Петра сошло 59 крупных и свыше 200 мелких судов.

5. Об успехах русской металлургии в Петровскую эпоху свидетельствуют такие факты: за период с 1700 по 1725 год выплавка чугуна в стране увеличилась с 150 до 800 тыс. пудов в год, а к 1750 г. - два миллиона пудов и почти половина шла на экспорт; вместо ввозимых из Швеции 35 тыс. пудов железа в 1726 г. Россия сама могла вывозить только через балтийские порты свыше 55 тыс. пудов; с 1712 г. был прекращен ввоз в страну оружия из Европы, а 1714 г. количество отлитых на русских заводах железных и медных пушек составляло несколько тысяч штук; к середине века в стране действовало 75 металлургических заводов, из которых 61 находился на Урале.

6. Петр I приглашал в Россию иностранных техников, предоставлял им многие льготы, но с одним непременным условием: добросовестно учить русских своему мастерству. Одновременно Петр посылал своих граждан за границу для изучения разных отраслей западной промышленности.

7. Петр наделял льготами не только иностранных специалистов, но и своих предпринимателей вплоть до наделения правом владеть землей и крестьянами. Однако, создавая льготное положение для промышленников, Петр над всей промышленность учредил строгий надзор и следил как за добросовестностью промышленников, так и за тем, чтобы их действия не шли вразрез с политикой правительства.

8. Петр всячески поощрял русскую торговлю, стремясь к тому, чтобы вывоз товаров из России превышал ввоз их из других стран, и действительно к концу Петровского правления экспорт русских товаров в двое превышал импорт. При этом высокие таможенные тарифы надежно ограждали внутренний рынок.

Петр настойчиво рекомендовал торгующему люду создавать торговые компании на манер западно-европейских. Заботясь о том, чтобы русские купцы сами торговали за границей Петр прилагал немалые усилия для создания российского торгового флота.

9. Реформы постепенно хватили сферу мелко-товарного производства, способствуя развитию ремесел и крестьянских промыслов (например, изготовление полотна).

В 1711 г. при мануфактурах были учреждены ремесленные школы, а указом 1722 г. в городах было введено цеховое хозяйство. Все ремесленники во главе с избираемым старостой были расписаны, в зависимости от специальности, по цехам, где они становились последовательно учениками, подмастерьями, мастерами. Всего в городах России в 20-х годах 18 века было около 16 тыс. ремесленников (из них 6,8 тыс. в Москве) в составе 146 цехов.

Сельское хозяйство при Петре развивалось медленно, в основном экстенсивным путем. Однако и здесь была проведена политика реформ.

Указом 1721 г. крестьянам предписывалось применять во время жатвы косы и грабли вместо серпа, что, безусловно, намного способствовало повышению производительности труда крестьянина, сокращала сроки жатвы и потери при уборке урожая.

Водились новые культуры - табак, виноград, тутовые и фруктовые деревья, лекарственные растения. Разводились новые породы скота.

В первой четверти 18 века завершилось слияние двух форм деятельности земельной собственности - вотчины и поместья. Вотчина - это наследственная собственность, а поместье - владение условное, это государственная земля, отданная служилому человеку во временное владение, хотя нередко оно становилось пожизненным.

Образование регулярной армии довершило разрушение основ поместного владения, существовавшего еще со времен древней Руси. Когда дворянская служба стала не только наследственной, но и постоянной, то и поместье должно было стать не только постоянным, но и наследственным, каким оно до последнего времени не было, то есть стать вотчиной, слиться с нею.

Реформы в сфере финансов

Как было сказано, существенное оздоровление финансов являлось конечной целью реформаторской деятельности Петра I. Его финансовая политика характеризовалась небывалым до его правления налоговым гнетом. Рост государственного бюджета достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Изыскивались все новые, дополнительные источники налогов: банная, рыбная, медовая, конская и другие подати вплоть до налога на бороды (царь требовал брить бороды, а кто не выполнял этого требования обязан был платить налог) и на дубовые гробы, продажа которых объявлялась государственной монополией, так же как питейное и табачное. Всего косвенных сборов насчитывалось до 40 видов.

Поиски новых источников доходов привели к коренной реформе всей налоговой системы - введению подушной денежной подати. С конца 1718 по 1724 г. в России была проведена перепись населения и учтено 5,4 млн. душ мужского пола, облагаемых единой податью: с помещичьих крестьян - 74 коп. в год, с государственных крестьян - 1 руб. 14 коп., с ремесленников и купцов - 1 руб. 20 коп.

К концу Петровского правления (1725 г.) государственные доходы по сравнению с 1701 г. выросли почти в 4 раза и составляли 8,5 млн. руб. из которых более половины (4,6 млн. руб.) приходилось на подушную подать.

Подушная подать была гораздо тяжелее прежних подворных и поземельных податей и давала правительству гораздо большую, сравнительно со сборами 17 века сумму денег.

Громадные дефициты первых лет 18 века уменьшились к концу царствования Петра, хотя и на склоне своих лет он все еще не переставал нуждаться в деньгах на содержание армии и флота, на потребности народного хозяйства.

Военная, экономическая и финансовая политика Петра не всегда приводила к позитивным результатам, однако при всех неудачах его реформаторской деятельности, он, тем не менее, сделал большой шаг вперед сравнительно со своими предшественниками; в 17 веке только смутно понимали необходимость экономических реформ и лишь немногие люди сознавали по какому пути они должны идти.

Петр сделал реформы одной из главных задач правительственной деятельности, четко определил цели и указал, где и как надо их достигать. В этом его большая заслуга.

Реформы Петра затронули не только оборону, экономику и финансы. Они повлекли за собой необходимость перестройки системы государственного управления и образования.

Реформы в системе государственного управления. Церковная реформа

Усиление абсолютистской монархии потребовало перестройки и предельной централизации всей системы государственного управления, его высших, центральных и местных органов.

На смену Боярской думе пришел Правительствующий Сенат - высшая правительствующее учреждение с судебными, административными, а иногда и законодательными функциями. Он был создан в 1711 г. в составе 9 сенаторов, назначенных лично Петром из представителей знати, бывших членов Боярской думы и дворян.

Функции Сената в первые годы его существования были широки и разнообразны. В частности, он заботился о государственных доходах и расходах, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом.

В 1922 г. было издано новое положение о Сенате. Этим положением Сенат объявлялся высшим государственным учреждением империи. В руках Петра Сенат стал послушным орудием монарха по управлению страной.

Взамен сложного и неповоротливого аппарата Приказов (более 50) и канцелярий с их нечеткими функциями и параллелизмом в работе был разработан проект создания новых центральных ведомств. Реформа 1717 - 1720 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела коллегии, созданные на основе изучения иностранного опыта. Всего было создано 11 коллегий со строгим распределением функций. Важнейшими являлись коллегии, ведавшие иностранными, военными (армией и флотом отдельно) и судебными делами: коллегии иностранных дел, Военная и Адмиралтейская, Юстиц - Коллегия.

В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заведовавшая дворянским землевладением. Другой сословной коллегией явился созданный в 1720 г. Главный магистрат, управлявший городским сословием - ремесленниками и купечеством.

Поначалу каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но в 1720 г. был издан обширный (из 56 глав) "Генеральный регламент", определивший их единообразное организационное устройство и порядок деятельности. Последующее развитие принципа чиновной выслуги нашло отражение в Петровской "Табеле о рангах" 1722 г. Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов или рангов чиновников. Всякий получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином.

Новая система придельной бюрократизации государства качественно изменила служилые сословия, включив в состав дворянства выходцев из других социальных групп. Все они получили земли и крестьян. В Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение, то есть становились крепостными.

Наряду с укреплением центрального аппарата управления еще раньше началась реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации 1708 - 1715 гг. была введена губернская система управления. Страна была разделена на 12 губерний, которыми управляли губернаторы. Дальнейшие преобразования местных органов управления привели к созданию сложной и запутанной системы местных учреждений. При этом попытка Петра отделить суд от администрации не имела успеха: судебные дела оставались, как и раньше, в ведении губернаторов. Петру не удалось создать стройную и одновременно рациональную систему местного управления.

Коренным преобразованиям подверглась церковь которая была крупнейшим феодалом России. К концу 17 века церковь все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом.

25 января 1721 г. Петр утвердил "Духовный регламент". Согласно новому закону была проведена коренная церковная реформа ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью учрежден Святейший правительственный Синод. В его ведении находились чисто церковные дела, он выполнял еще и функции духовного суда. Для надзора за деятельность Синода Петр назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора. Присутствие Синода состояло из 1 высших церковных иерархов, назначаемых царем, которому они приносили присягу.

Таким образом, Петр I полностью подчинил церковь своей власти.

Реформы в области образования, науки и культуры

Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование новых структур чиновничьего аппарата, абсолютизма и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарная школа, а 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась "школа математических и навигацких наук", ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии. В петровское время была открыта Медицинская школа (1707 г.), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех видах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей, 42 цифирных - для подготовки местных чиновников; в гарнизонных школах - для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703 - 1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа - "гимназия", в которой обучали в основном иностранным языкам. Светское образование потребовало новых учебников. В 1703 г. вышла в свет "Арифметика, сиреч наука числительная" Л.Ф. Магницкого, которая вводила арабские цифры вместо букв, а затем была выпущена "Таблица логарифмов и синусов".

Одновременно с реформой в сфере образования в первой четверти 18 века получила бурное развитие издательское дело. В 1708 г. Петр ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Были созданы новые типографии в Москве, Петрограде и других городах выпустившие в свет в годы правления Петра свыше 600 названий книг и других изданий в том числе новых учебников и учебных пособий.

Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, а в 1714 г. в Петербурге была открыта Государственная библиотека, заложившая основу для Библиотеки Академии наук.

С декабря 1702 г. стала выходить первая в России периодическое издание - газета "Ведомости" (тираж от 100 до 2500 экз.). В основе развития науки и техники в Петровскую эпоху лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых. Активно велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири, было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири.

Русские моряки гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Значительными географическими достижениями отмечены экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию.

За три недели до своей смерти, в январе 1725 г. Петр подписал Указ об отправке первой Камчатской Морской экспедиции под командованием В.И. Беренга и А.Л. Чирикова для выяснения вопроса, где Камчатка "сошлась с Америкой". Эта экспедиция продолжалась с 1725 по 1730 г.

В первой четверти 18 века были начаты работы по составлению сводного "Атласа Всероссийской империи", первый том которого вышел в 1732 г.

Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей в области строительства гидротехнических сооружений, водяной обточке ружейных стволов, оптических инструментов. Е. Новиков представил проект создания "потаенных судов" (подводных лодок), А.К. Нартов был изобретателем токарных и винторезных станков, он же явился создателем оптического прицела для артиллеристских орудий.

Итогом достижений Петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 г.) в Петербурге Академии наук. открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназии.

В Петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется период к регулярной застройки городов, созданию крупных архитектурных ансамблей, в основном гражданского, а не культурного назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга, хотя, например, Карамзин Н.М. далеко не в восторге по поводу основания Петербурга. По его словам "Петербург основам на слезах и трупах" и что "мысль утвердить там пребывание наших государей была, есть и будет вредной".

Аксаков Н.С., будучи солидарным с Карамзиным, заявлял, что "У России одна - единственная столица - Москва, Sanktpetersburg не может быть столицей Русской земли и никогда ею не был, как бы ни величали его в календарях и официальных бумагах". По словам Аксакова Н.С. Петербург - город иностранный, а Москва - истинно российская столица.

Однако вернемся к градостроительству.

Замечательными памятниками архитектуры стали: комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, Летний дворец Петра I, Адмиралтейство, а в Москве - Сухарева и Меньшикова башни.

В эпоху Петра I коренной ломки подверглись все традиционные представления о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге "Юности честное зерцало", вышедшей в 1717 г. Эта книга была необычайно популярна в 18 веке, еще при Петре I она издавалась трижды. Многие ее наставления вполне уместны и сегодня.

Патриархальный образ жизни постепенно уступал место "светскости" и рационализму.

Таково краткое содержание реформаторской деятельности Петра Великого.

Некоторые историки полагают, что реформы Петра были глубоким переворотом в российской жизни обновившие русское общество сверху донизу, до самых его основ и корней, переворотом знаменитым, даже страшным; только одни считали этот переворот великой заслугой Петра перед человечеством, а другие великим несчастьем России.

Такой взгляд на реформы прямо унаследован от современников Петра, которые считали, что Петр перевернул вверх дном всю старую жизнь, не оставил камня на камне от старого порядка. При этом сам Петр представлялся как "царь революционер".

А в действительности, - утверждает Ключевский В.О., - Петр взял из старой Руси государственные силы, верховную власть, право, сословия, а у Запада заимствовал технические средства для устройства армии, флота, государственного и народного хозяйства, правительственных учреждений. Где же тут, спрашивается, коренной переворот, обновивший или исказивший русскую жизнь сверху донизу, давший ей не только новые формы, но и новые начала, благотворные или зловредные?

Реформы, совершенные Петром Великим, не имели своей прямой целью перестраивать ни политические, ни общественные, ни нравственные порядки, установившиеся в русском государстве, не имели задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, а ограничивались стремлением вооружить русское государство и народ новыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе, поднять труд народа до его реальных сил. Но все это приходилось делать во время войны, спешно и принудительно, и при этом бороться с народной апатией и косностью, воспитанной чиновничеством и грубым земледельческим дворянством, бороться с предрассудками и страхами, внушенными невежественным духовенством. Реформы постепенно превратились в упорную внутреннюю борьбу, взбаламутили всю застоявшуюся плесень русской жизни, взволновали все классы общества. По этому реформы были скорее потрясением, чем переворотом.

Его реформы, осуществленные в первой четверти XVIII столетия, вошли в историю нашего государства как своеобразная "революция сверху", захватившая все сферы народной жизни: государственное устройство, быт, нравы, образование, вооруженные силы и в первую очередь экономику страны.

"Реформа, - писал В.О. Ключевский, - сама собою вышла из насущных нужд государства и народа. Этот народ нашел в себе силы построить к концу XVI века большое государство, одно из самых больших в Европе, но в XVII веке стал чувствовать недостаток материальных и духовных средств поддержать свою восьми вековую постройку".

Реформа велась в русле апробированных в Западной Европе приемов, методов и направлений, но с истинно русским размахом и своеволием, с применением самого грубого принуждения и насилия.

Реформа, совершенная Петром Великим, не имела по словам В.О. Ключевского, своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в российском государстве. Она ограничивалась стремлением вооружить государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе, поднять труд народа до уровня проявленных им сил. Но все это приходилось делать в условиях внешней войны, спешно и принудительно, и при этом бороться с народной апатией и косностью, предрассудками и страхами, внушенными и воспитанными чиновничеством, дворянством и невежественным духовенством.

Одним из главных направлений деятельности Петра стало усиление торговли и промышленности для повышения благосостояния всего общества, государственных доходов, решения основных военных и политических задач.

В экономике России в XVIII столетии происходят огромные изменения. Мы уже говорили о колонизации, которая в этот период не только расширилась, но и углубилась. Осуществлялось освоение колоссальных территорий Поволжья, Сибири, Черноземного центра и Украины. Эти районы стали житницами страны. Сил помощью Россия полностью удовлетворяла свои потребности в хлебе и другой сельскохозяйственной продукции. Зерновые широко используются в качестве важных статей российского экспорта.

Фактически заново возникает промышленность. В начале царствования Петра I в стране насчитывалось всего 10-15 мануфактур, а после его смерти их число перевалило за 230. Во многих случаях речь шла о масштабах производств, о которых не могли даже помышлять в старой Московской Руси. Так, например, по размерам выпуска металла Россия к концу XVIII века выходит на первое место в Европе и мире. Черные металлы превращаются в экспортный товар, который охотно приобретается иностранными купцами.

Растет обработка металлов, особенно славятся русские оружейники. На Демидовских заводах изготовляются пушки в нужном количестве и требуемого качества. Развивается не только горнозаводская и тяжелая промышленность. Увеличивается льняной и пеньковый промыслы, кожевенное дело, резко возрастает суконное производство. Для нужд армии создаются новые конные заводы.

Для XVIII века характерен рост русских городов, формируется и укрепляется единый всероссийский рынок. Бурно растет внешняя торговля. Ее характерной особенностью являлось преобладание экспорта леса импортом.

Одним из важнейших атрибутов сильного национального государства в XVII-XVIII веках являлась мощная регулярная армия. Ее созданию Петр уделял все свое внимание и отдавал все свои силы и энергию. К концу его царствования армия насчитывала более 100 тыс. человек, находившихся целиком на казенном обеспечении.

Первый шаг, сделанный Петром Первым, имел отношение к любимому его детищу - кораблестроению, напрямую связанному с внешнеполитическими устремлениями царя отвоевать земли на юге для обеспечения безопасности страны и выходу к Черному морю. К 1698 году было построено 52 первых российских судна. Однако, отсутствие опыта в этом деле (и не только в этом!) заставило Петра пойти на выучку к иноземцам. В 1697-1698гг. царь вместе с "Великим посольством" отправляется за границу изучать западный опыт.

Однако, истины ради следует отметить, что Петр и подавляющее большинство его сторонников относились к Западу весьма прагматично, расчетливо. Петр неоднократно заявлял, что учеба у Европы должна быть сотрудничеством с ней, а не установлением ее господства над Россией. Предание донесло до нас следующие слова, будто бы произнесенные Петром "Европа нужна нам еще несколько десятков лет, а потом мы можем повернуться к ней задом".1

Конечно, "несколько десятков лет" после кончины Петра изрядно затянулись. И сегодня Россия вынуждена вновь обращаться за помощью к Западу. Одними из причин плачевного состояния нашего хозяйства отход от традиций Петра как предпринимателя и полная ликвидация российского предпринимательства. Полагаем, что в современных условиях для нас очень важны такие черты Петра-хозяина, как прагматичность в отношениях с Европой, защита национального богатства и достоинства русского народа.

В трудную пору ученичества Петр постоянно боролся с духовным принижением русского народа, сохранял за ним властное, хозяйское положение, Искусному иностранцу были рады, ему давались большие льготы и почет. Но он не мог "хозяйничать" в стране.

Вернувшись в Россию после продолжительного пребывания в Европе, Петр с большой энергией приступил к проведению реформ. Он сознательно и последовательно стремился сблизить Россию с Западом, проводя экономическую политику "европейского" образца. Ее главными элементами стали:

а) резкое возрастание экономических функций государства, централизация и регламентация всех сторон хозяйственной жизни страны;

б) усиленное развитие промышленности, ориентированной на решение общегосударственных задач и нацеленной на создание крепкого государства, опирающегося на мощные вооруженные силы;

в) энергичное строительство новых путей сообщения и создание отечественного морского флота;

г) протекционизм, являвшийся основой внешней торговли.

За свое тридцатилетие правления страной Петр сделал то, что хотел сделать с помощью Европы. Он желал не покупать у Запада готовые плоды тамошней техники, а усвоить ее, пересадить в Россию сами производства с их главным рычагом - техническим багажом.

Трудовое поколение, которому достался Петр, работало не на себя, а на государство и после длительной и тяжелой работы ушло едва ли не беднее своих отцов. Сам Петр не оставил после себя ни копейки государственного долга, не израсходовал ни одного рабочего дня у потомства, напротив завещая преемникам обильный запас средств, которыми они долго пользовались, ничего к ним не прибавляя. Его преимущество перед ними в том, что он был не должником, а кредитором будущего.

Петровские преобразования в силу различных причин оказались, к сожалению, не лишенными ряда противоречий, среди которых есть и такие, коих можно было, наверное, не допустить.

Одно из основных и неразрешимых противоречий состояло в том, что Петр, по мнению историков, надеялся грозою власти вызвать, пробудить самодеятельность народа в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, "хотел, - по словам О.В. Ключевского, - чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Однако, совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства - это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времен Петра два века и доселе неразрешимая".

Противоречивые действия Петра при проведении реформ нанесли немалый ущерб стране и ее народу.

Известно, что Петр в своей практике широко использовал методы жесткого администрирования. А это неизбежно вело к правительственному вмешательству в экономику, мелочной регламентации, придирчивому надзору. Такая практика нередко отпугивала желающих заняться предпринимательским делом, ослабляла предприимчивость людей.

Эпоха Петра стала временем формирования всесторонне развитой бюрократической машины России, которая наряду со стимулирующим воздействием на экономику принесла и немало негативного. Один из современных историков Е.В. Анисимов, не без основания подметил, что Петро запустил своего рода "вечный двигатель бюрократии", цель которого состояла в упрочении бюрократической власти самой по себе, достигаемой вне зависимости от того, какой властелин был на троне - умный или глупый, деловой или бездеятельный.

А вот что писал А.И. Герцен по этому поводу: "Один из самых печальных результатов Петровского переворота - это развитие чиновнического сословия. Класс искусственный, необразованный, голодный, не умеющий ничего делать, кроме "служения", ничего не знающий, кроме канцелярских форм, он составляет какое-то гражданское духовенство, священнодействующие в судах и полициях и сосущее кровь народа тысячами ртов, жадных и нечистых".

Своего рода вершины бюрократическое творчество Петра достигло в создании полиции. По регламенту (уставу) полиции, утвержденному царем в 1721г., полиция - это организация всепроникающая, "всевидящая" и "всеслышащая", во все вникающая, "душа гражданства".

Это был и манифест, и своего рода "поэзия" бюрократии за которой скрывалась грязная и жестокая проза полицейского режима. Одной из конкретных полицейских акций было введение паспортной системы, которая с той поры, хотя и с перерывами, существует в нашем обществе. Ничего, на первый взгляд, предосудительного в такой системе нет, однако ее последствия были весьма негативны.

Без паспорта ни один крестьянин или горожанин не имели права покинуть место жительства. Нарушение паспортного режима (утеря, просрочка, уход за пределы территории, разрешенной для посещения) автоматически означало превращение человека в преступника, подлежащего аресту и отправке на прежнее место жительства.

Конечно, государственные структуры сыграли определенную положительную роль в хозяйственном развитии страны. Без их воздействия, видимо, был бы невозможен тот резкий экономический скачок, который совершила Россия в начале XVIII столетия.

В то же время нельзя забывать и того, что бюрократизация экономики нанесла немалый ущерб стране. Петровская эпоха оказалась, например, подлинным лихолетьем в истории некоторых отрядов русского купечества.

Историки свидетельствуют о том, что в первой четверти XVIII века произошло разорение наиболее состоятельной группы купечества - Гостинной Сотни. И вообще во время Петра I многие русские купцы находились в бедственном положении. Их трудности определялись общей неустойчивостью, зависимостью от политических решений и капризов администрации.

Бюрократическое регулирование промышленности не могло создать ей здоровой основы. Под влиянием государственной власти целые отрасли народного хозяйства перешли почти исключительно на применение труда крепостных, что, естественно, не способствовало капиталистическому развитию страны, формированию российской буржуазии.

Существовала еще одна помеха успешному развитию промышленности. При бесправии внизу и произволе наверху многие люди не пускали в оборот свои сбережения. Крестьянин и рядовые промышленные люди нередко прятали их в землю. А кто был побогаче и поумнее- отправляли деньги в лондонские, венецианские и амстердамские банки.

Очень противоречивое влияние оказывала на судьбы предпринимательства система доносительства и огромный "фискальный" пресс, созданный Петром. Донос был превращен в официальное оружие руководства и контроля жизни общества, в том числе и хозяйственной. Доноситель- "фискал" - стал главным агентом государственного контроля за всем и вся, и его очень чтили власти.

Что же касается налогообложения, то оно достигло своего рода совершенства. Изобретались все новые и новые налоги, которые, как из худого решета, сыпались на головы российских плательщиков.

Проводя реформы, Петр столкнулся с широким распространением в российском обществе, в том числе и среди предпринимателей, воровства и хищений. Он жестоко боролся с этим антиобщественным явлением, используя при этом методы нередко - варварские: пытки, публичные наказания, ссылки, расстрелы и т.п.

Говоря о Петровских реформах, нельзя обойти вопрос о той цене, которую заплатил русский народ за эти реформы. По этому вопросу существуют различные мнения, подсчеты, оценки.

Известный в нашей стране в 20-е годы историк М. Покровский писал что" революция" Петра страшно понизила благосостояние широких масс народа и привела к колоссальному увеличению смертности и уменьшению населения почти на 20%. И действительно, велики были людские потери в период Петровских преобразований, обусловленные войнами со Швецией и Турцией, трудностями освоения новых территорий, "дикостью" тогдашнего предпринимательства.

В.О. Ключевский писал, что "едва ли найдется в военной истории побоище, которое вывело бы из строя больше бойцов, чем полегло рабочих в Петербурге и Кронштадте. Петр называл столицу парадизом, но она стала великим кладбищем для народа .2

Колоссальных средств требовала новая столица - Петербург. Вся страна работала на ее сооружение. Только в 1712 г. строительные работы потребовали 40 тыс. новых работников, содержание каждого из которых в месяц обходилось в один рубль. Со всех губерний было взыскано на строительные нужды более 120 тыс. руб., не считая 22 тыс. на выделку кирпича, 30,7 тыс. на строительство судов и т.п.

И все же было бы неправильным завершать рассказ о Петровских преобразованиях выпячиванием их негативных последствий.

Как бы там ни было, но никогда до этого русский народ не совершал такого подвига, какой был совершен под руководством Петра I. Это было историческое движение в жизни народной, стремление покончить с обществом варварским и усвоить начало общества цивилизованного.

В результате военных побед и экономических достижений Россия стала великой европейской державой, а с 22 октября 1721г. официально провозглашались империей, представлявшей собой могучее и огромное государство мира.

2. Государственная политика по отношению к предпринимательству

Первое, с чего начал Петр свою государственную деятельность, было возвышение предпринимателей, усиление их социального престижа. Петр поощрял всякую фабричную и заводскую предприимчивость. С этой целью, в частности, хозяева фабрик и заводов освобождались от казенных городских служб и других повинностей, им предоставлялись безвозвратные субсидии и беспроцентные ссуды. Это называлось "чинить капиталом вспоможение".

Для охраны прав заводчиков устанавливались претительные пошлины. Предпринимателям была предоставлена возможность осуществлять суд над фабричными служащими и рабочими. Указом от 18 января 1721 года им было дано дворянское право приобретать для своих фабрик и заводов деревни, т.е. земли, заселенные крепостными крестьянами.

Крупнейшим предпринимателем в петровскую эпоху, как и ранее, оставалось государство, сконцентрировавшее все свое внимание на создании отраслей, обслуживавших интересы вооруженных сил государства. В дополнение к крупнейшим металлургическим предприятиям, построенным во второй половине XVII века в Тульско-Каширском, Московском и Олонецком районах и принадлежавшим русским и иностранным предпринимателям, в 20-е годы было сооружено крупнейшее для своего времени железоделательное и металлообрабатывающее предприятие в Екатеринбурге (основан в 1723 году). Оно представляло собой мощный промышленный комплекс, состоящий из разных цехов, производивших сталь, жесть, проволоку и т.п.

Казенные уральские заводы начала XVIII века не уступали западноевропейским ни по технической оснащенности, ни тем более по объемам производства. Если ежегодная выплавка чугуна на английских предприятиях в начале 20-х годов составляла немногим больше 17 тыс. пудов (272т), то на уральских -51,5 тыс. пудов (824т).т.е. в три раза больше. А всего за период с 1700 по 1725 годы выплавка чугуна в стране увеличилась со 150 до 800 тыс. пудов (12800т) в год.

На Адмиралтейской верфи с 1706 по 1725 год было спущено на воду 59 крупных судов и свыше 200 мелких. Все они составили основу Балтийского флота. В Петербурге был построен Арсенал, изготовлявший разнообразное вооружение для армии и флота.

В 1721 году рядом со столицей вводится в строй Сестрорецкий оружейный завод, а год спустя началось строительство Тульского оружейного завода.

Военные потребности ускорили создание крупнейших казенных предприятий в легкой промышленности. В Москве и других районах центра России строятся суконные, парусно-полотняные и кожевенные мануфактуры, снабжавшие армию обмундированием, а флот - парусиной. К 1725 году в стране работало 25 текстильных предприятий.

Об успехах российской металлургии в петровскую эпоху свидетельствует тот факт, что вместо ввозимых из Швеции 35 тыс. пудов железа Россия к 1726г. могла вывозить только через балтийские порты свыше 55 тыс. пудов железа, а с 1712 года был прекращен ввоз в страну оружия из Европы.

Наряду с "чисто казенными" предприятиями власти поощряли деятельность частных лиц по сооружению промышленных предприятий и выполнению государственных заказов. Первыми такими предприятиями стали металлургические заводы, построенные еще в 90-х годах XVII века.

Совершенно уникальное положение в этой отрасли заняли Демидовы, которые, благодаря поддержке Петра, достигли несметного состояния. А между тем они, подобно Строгановым, были "самого скромного происхождения". Основатель рода - Никита Демидович Антуфьев - был тульским кузнецом, оружейником. В ответ на призыв Петра он подрядился смастерить ружья, не уступавшие иностранным образцам. Подряд был успешно выполнен и Петр поручил Никите строительство металлургических заводов на Урале. Это строительство заняло годы, его продолжали сыновья и внуки основателя. Всего было построено более 50 заводов, на которых производилось 40% чугуна всей России.

В 1720 году, отмечая заслуги перед Отечеством, Петр произвел Демидовых в потомственные дворяне, а с конца XVIII века представители семейства Демидовых вышли в круг высшей знати страны. Заводчики впоследствии стали и крупными землевладельцами, вели большую торговлю.

Род Демидовых получил широкую известность в России и своей благотворительной деятельностью. Традиция была начата еще основателем династии, который сам постоянно учился и требовал этого от сыновей и рабочих. На обучение он не жалел средств. Демидовы внесли значительные суммы на воспитательные дома, народные училища и на построение здания Московского университета.

Демидов П.Г. стал основателем знаменитого Демидовского лицея в Ярославле (преобразованного в юридический институт в 1870г.), а также способствовал открытию университетов в Киеве и Тобольске.

На средства П.Н. Демидова Петербургская Академия наук в 1832-65гг. присуждала премии за опубликованные труды в области науки, техники и искусства. Демидовские премии считались наиболее почетной наградой России.

Предприятия, выполнявшие государственные заказы, пользовались привилегированным положением. Они обеспечивались беспроцентной ссудой, инструментами и необходимой рабочей силой. Государство, - приступая к строительству промышленных предприятий, сознательно вступало на путь формирования "казенных" предприятий, ибо торговый капитал оставался еще слишком слабым и инертным для участия в рискованном деле создания новой промышленности и без помощи власти и ее поощрения дело обойтись не могло.

Не остались в стороне от промышленных начинаний горожане и ремесленники, которые владели небольшими кожевенными, стекольными и другими заводами, выпускавшими продукцию на внутренний рынок.

Для предпринимателей, бравших на себя тяжелое бремя создания мануфактур, промышленная деятельность становилась своеобразной "обязательной службой по народу", превращалась в повинность. Предпринимателей нередко не нанимали, а принуждали к "государеву делу" силой. Казенные предприниматели", привлеченные Петром для устройства новых промышленных заведений, с трудом осваивали новое дело и с неохотой вкладывали в него свои средства. Это вынудило правительство несколько изменить форму проведения реформ, вновь обратившись к опыту европейских государств. По примеру последних оно встало на путь создания частного предпринимательства.

Одна из причин такой "смены курса" (от "казенного" к частному предпринимательству) являлось стремление правительства втянуть в промышленную деятельность частный капитал. Но было и еще одно обстоятельство, вынуждавшее правительство отказаться от части своих мануфактур: на многих из них производство не развивалось и даже становилось убыточным, и государству было невыгодно их содержать. Подобная ситуация в конечном итоге побудила правительство принять решение о передаче казенных фабрик и заводов частным владельцам. В результате достигалась двоякая цель: во-первых, освободить казну от обременительных издержек и, во-вторых, побудить русских людей к промышленной деятельности.

Казенные фабрики и заводы передавались будущим владельцам, обычно на довольно льготных условиях. В 1721 году состоялась первая подобная передача: Полотняный завод стал принадлежать двум богатым московским купцам Цымбальщикову (члену Гостинной сотни) и Турке. Это был первый случай превращения казенного предприятия в частное (своего рода приватизация государственной собственности, осуществленная почти 300 лет назад).

Государство очень внимательно относилось к состоянию дел на таких предприятиях. Плохая работа для новых владельцев оборачивалась штрафами, а успешная поощрялась привилегиями.

Практика передачи государственных предприятий частным лицам захватила самые различные отрасли промышленности. Не только в области обрабатывающей промышленности, но и в горном деле правительство постепенно передавало промышленные заведения в руки частных предпринимателей "для просечения имеющихся в содержании казенных заводов напрасных убытков".

Всем этим частным предпринимателям государство даровало большие привилегии на устройство новых заводов, право торговли в России и беспошлинный вывоз излишков товаров за границу. Наряду с этими правами казна жаловала содержателей "предприятий капиталами, рабочими людьми и орудиями производства. Эти разнообразные льготы дополнялись освобождением от государственной службы, податей, внутренних и внешних пошлин при покупке необходимых инструментов и "сырья", а также особым судопроизводством по делам промышленников.

Для защиты отечественной промышленности правительство встало на путь ее ограждения от конкуренции со стороны иностранных предприятий. Покровительственный таможенный тариф 1724 года устанавливая высокую пошлину на зарубежные товары, которые производились или могли производиться в России.

Преимущества "казенных фабрикантов" сыграли не последнюю роль в вовлечении дворянства в промышленную деятельность. Правда, на первых порах число таких дворян было невелико. Правда и то, что со временем многие предприятия, созданные представителями дворян, сползали на грань разорения из-за неимения необходимых капиталов, знаний и умений. Такие предприятия постепенно переходили в собственность купечества, обладавшего необходимыми капиталами, опытом, навыками и знанием рынка.

Приобщение некоторых, как правило, крупных торговцев к промышленным начинаниям не означало отказа остального купечества от торговой деятельности. В декабре 1718 года власти отменили казенную монополию практически на все виды товаров. Продолжали оставаться государственными только добыча и продажа соли, сибирские товары меха, рыбья кость, а также товары из Китая. Все эти товары представляли источники пополнения государственного бюджета.

В торговле начала XVIII - века постепенно начали появляться, не без помощи государства, ростки новых форм, которые с большим трудом пробивали себе дорогу. Так, при деятельном участии представителей крупного купечества стали создаваться большие торговые компании. В 1700 году Петр издал приказ, суть которого "торговать так же, как торгуют в иных государствах торговые люди, компаниями". Их предполагалось создать в Архангельске, Астрахани и Новгороде. Это известие вызвало панику среди голландских купцов, господствовавших тогда в российской внешней торговле. Но паника была напрасной, ибо российское купечество и не помышляло приниматься за организацию компаний, и задуманное дело само собой заглохло. Наше купечество еще не было готово к подобным начинаниям.

Важной вехой в экономической политике Петра стало учреждение новых органов управления - коллегий, отвечавших за развитие различных отраслей народного хозяйства. Торговая деятельность передавалась в ведение Коммерц - коллегии. Принятый в марте 1719 г. Регламент (устав) определил ее задачи следующим образом:

1) оказание помощи купечеству и охрана его от "принуждения и притеснения" со стороны таможенников;
2) обеспечение свободной и беспрепятственной торговли для русских и иностранцев;
3) пресечение монополизма;
4) содержание в надлежащем состоянии магистратов, отвечавших за соблюдение торговых порядков и правил;
5) контроль за качеством товаров и т.д.

Для поощрения развития отечественной промышленности была учреждена в 1723 г. Мануфактур- коллегия - "Верховная дирекция над мануфактурами и фабриками".Ее регламент (устав) предоставлял право каждому подданному заводить промышленные предприятия, причем Коллегия обязывалась оказывать им помощь. Учреждение подобного государственного органа, следившего за состоянием и развитием российской промышленности, явилось крупной вехой в государственной экономической политике, а также в создании предпринимательского сословия.

Для развития предпринимательского дела важное значение имело учреждение в 1719 году Берг - привилегии, по решению которой запрещалась конфискация действующих мануфактур.

Образование Мануфактур - коллегии и Берг - привилегии заложило основы промышленной политики Петра и создавало благоприятные условия для становления промышленного производства и предпринимательства. Промышленность переходила из подчинения местной администрации к специально созданным государственным учреждениям - Берг - и Мануфактур- коллегиям. Все это ставило "заводчиков" в привилегированное положение.

Стремление к регламентации общественной жизни, в том числе и экономической, нашло отражение в принятом 16 января 1721 года Царском Указе, определявшем правовое положение купечества. В соответствии с Указом все городское население, за исключением иностранцев, дворян, духовенства, и "подлых людей" (чернорабочие, поденщики и т.п.), разделялось на две гильдии.

В ПЕРВУЮ были определены "банкиры, знатные купцы, городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, золотари, серебряники, иконники, живописцы".

Во ВТОРУЮ - "которые молочными товарами и харчевнями всякими и припасами торгуют, рукомесленные резчики, токари, столяры, портные, сапожники и сим подобные". В последующие годы эта система прошла довольно сложный путь развития.

Указ устранял монополию купечества на ведение торговли, которой оно пользовалось со времен Соборного Уложения 1649 года в царствование Алексея Михайловича. Торговлей теперь разрешалось заниматься лицам "всякого звания", за исключением военных.

Гильдии имели выборных представителей, с которыми городские власти должны были обсуждать все вопросы, касающиеся "гражданской пользы". Единственной привилегией для купцов, записанных в гильдии, являлось освобождение от рекрутской повинности, но с обязательной уплатой в казну 100 руб. с человека.

В стороне от петровских преобразований осталось монастырское предпринимательство. 16 декабря 1700 года Петр своим Указом ликвидировал Патриарший приказ, распределив все имевшиеся в нем мирские дела по другим ведомствам, а духовные поручил митрополиту Рязанскому. 25 января 1721 г. Петр утвердил "Духовный регламент". Согласно ему ликвидировалась автономия церкви, она полностью была подчинена государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления чисто церковными делами учреждался Святейший правительствующий Синод.

В январе 1701 г. все монастырские дела были переданы боярину И. Мусину-Пушкину. Возглавляемый им Монастырский приказ отвечал за положение дел в монастырских вотчинах и получал право творить в них суд. А последовавшие жестокие меры преемников Петра в отношении монастырей окончательно разрушили этот вид предпринимательства в России.

Подводя итог сказанному о петровских преобразованиях, особо отметим следующие важные их результаты:

1. Петровские реформы, тесно связанные с хозяйственной политикой предшествующего периода, вывели страну из экономической стагнации и приобщили к передовым западноевропейским знаниям, опыту и технологиям.

2. Энергично поощряемое государством развитие промышленности способствовало преодолению экономической отсталости страны и укреплению ее военной мощи.

3. В результате преобразований сформировались внутренний рынок и "новый класс"- торгово-промышленное сословие, вобравшее в себя наиболее деятельную часть общества. Старый торговый капитал переходил в промышленность, составляя привилегированную группу "нового класса". Именно ему передавались казенные предприятия и именно этот класс стал представлять собой ядро предпринимательства России.

4. Достижения в области экономических преобразований и в военной сфере оказали влияние и на политические успехи России, Российская империя становится крупнейшей политической силой, с которой вынуждены были считаться все европейские государства.

3. Экономическая политика преемников Петра Первого

Начнем с небольшого экскурса в российскую историю для более правильного понимания общей и хозяйственной ситуации в стране во второй четверти XVIII столетия.

Петр Первый умер в 1725 году. Через 37 лет, в 1762 г. на престол воцарилась Екатерина II . Этот 37-ми летний период составил особую эпоху в истории России.

После кончины Петра Великого царствовавший дом, по словам В.О. Ключевского, распался на две линии, императорскую и царскую: первая шла от императора Петра, вторая от его старшего брата, царя Ивана. От Петра I престол перешел к его вдове императрице Екатерине I, от нее ко внуку преобразователя Петру II, от него к племяннице Петра I, дочери царя Ивана Анне, герцогине курляндской, от нее к ребенку Ивану Антоновичу, сыну ее племянницы Анны Леопольдовны брауншвейгской, дочери Екатерины Ивановны, герцогине мекленбургской, родной сестры Анны Ивановны, от низложенного ребенка Ивана к дочери Петра I Елизавете, от нее к ее племяннику, сыну другой дочери Петра I герцогине голштинской Анны, к Петру III, которого низложила его жена Екатерина II.

Итак, шесть царствований за каких-нибудь 37 лет. Никогда в нашей стране, по утверждению Ключевского, и ни в каком другом государстве, верховная власть не переходила по такой ломаной линии. Так ломал эту линию политический путь, каким эти лица достигали власти: все они попадали на престол не по какому-либо порядку, установленному законом или обычаем, а случайно, путем дворцового переворота или придворной интриги. А виною тому был сам Петр I: своим законом от 5 февраля 1722 г. он отменил оба порядка престолонаследия, действовавшие прежде, и завещание, и соборное избрание, заменив то и другое личным назначением, по усмотрению царствующего государя.

Целые годы Петр колебался в выборе преемника, не находя для престола надежного лица и уже накануне смерти, лишившись дара речи, успел только написать ОТДАЙТЕ все а кому - ослабевшая рука не дописала. Так престол был отдан на волю случая и стал его игрушкой, а Россия была ввергнута в целую семью дворцовых переворотов. При этом почти ни одна смена на русском престоле в 37-ми летний промежуток времени не обошлась без участия гвардии; можно сказать, что гвардия делала правительства, чередовавшиеся в России в эти 37 лет. А что же собой представляли сменявшие друг друга монаршие особы, преемники Петра Первого? Первой в списке преемников Петра Великого оказалась его жена Екатерина, походная жена-солдатка, как величала ее гвардия. А фактическим правителем России стал А.Д. Меншиков.

Под надежным прикрытием гвардии, которую императрица заботливо оберегала, Екатерина процарствовала более двух лет вполне благополучно и даже весело, мало занимаясь делами, которые плохо понимала, вела беспорядочную жизнь, привыкнув, несмотря на свою болезненность и излишнюю полноту, засиживаться до утра на пирушках среди близких людей, запустила управление страной и в последний год жизни истратила на свои прихоти до 6,5 млн. казенных рублей (вспомним: ее муж Петр I после своей смерти не оставил ни копейки государственного долга).

Екатерина I умерла 6 мая 1727 года. Она желала передать престол своей дочери Елизавете, однако по общему мнению верховного совещания единственным законным наследником - Петра Великого являлся его 12-летний внук великий князь Петр. Он и был провозглашен 7 мая 1727 года императором Петром II. Царствование его было совсем коротким - 19 января 1730 года. 15-летний император умер, не назначив себе преемника. Вместе с Петом II прекратилась династия Романовых по мужской линии.

По смерти Петра II в Верховный тайный совет неожиданно, помимо всякой очереди и без ведома других высших государственных заведений избрал на престол дочь царя Ивана (брата Петра 1) вдову - герцогиню Курляндскую Анну, ограничив ее власть.

Ее десятилетнее царствование (1730 - 1740) - это одна из мрачных страниц российской истории и наиболее темное пятно на ней - сама императрица. Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали как русско-прусско-польской игрушкой, она, имея уже 37 лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений.

Выбравшись случайно на широкий простор безотчетной русской власти, она отдалась празднествам и увеселениям, поражавшим иноземных наблюдателей мотовской роскошью и безвкусием. Большим удовольствием для нее было унизить человека, любоваться его унижением.

Не доверяя русским, Анна поставила на страже своей безопасности кучку иноземцев, навезенных из Митавы и из разных немецких углов. Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении. Фактическим правителем государства стал ее фаворит граф Э.И. Бирон, которого она по решению Верховного тайного Совета не имела права привозить с собою в Россию. Иноземцы стали играть решающую роль в управлении страной: они руководили армией (фельдмаршал Минах), Коллегией иностранных дел (граф Остерман), коммерц - коллегией (барон Менгден), металлургической промышленностью (Шемберг), Академией наук (Шумахер).

Тайная розыскная канцелярия работала без устали, доносами и пытками поддерживая должное уважение к предержащей власти и охраняя ее безопасность; шпионство стало наиболее поощряемым государственным служением. Ссылали массами, а все сосланных при Анне в Сибирь насчитывалось свыше 20 тыс. человек, из них 5 тыс. пропали без вести.

Между тем государственное хозяйство продолжало расстраиваться: падала торговля, обширные поля оставались необработанными по 5-6 лет, источники казенного дохода были крайне истощены, платежные силы народа иссякали. Под стать невзгодам, какими тогда посетила Россию природа, неурожаем, голодом, повальными болезнями, устроена была погоня на народ по сбору налоговых недоимок: снаряжались специальные вымогательные экспедиции; неисправных областных правителей ковали в цепи, помещиков и старост морили в тюрьмах голодом до смерти, крестьян били и продавали у них все, что попадалось под руку. Повторялись татарские нашествия, только теперь из отечественной столицы. Стоны и вопли разносились по всей Руси.

Незадолго до смерти Анна Ивановна назначила своим наследником внука старшей сестры младенца Ивана Антоновича. 17 октября 1740 года. трехмесячный ребенок был провозглашен императором Иваном VI. Регентом при нем по завещанию Анны становился все тот же Э.И. Бирон, что вызвало недовольство в дворянских кругах. В начале ноября произошел переворот, Бирон был свергнут и заточен в Шлиссельбургской крепости, а регентшей стала Анна Леопольдовна, мать императора Ивана VI. Засилие немцев при дворе сохранялось.

Недовольство правлением Анны, обильно копившееся 10 лет, нарастало. В столице среди русских дворян и гвардейцев возник заговор в пользу дочери Петра I цесаревны Елизаветы.

В ночь на 25 ноября 1741 года с помощью гвардейцев Преображенского полка успешно осуществляется переворот, император и его родители были арестованы. Позже это семейство было отправлено в ссылку, а Иван VI, как самый опасный претендент на престол, заключен в Шлиссельбургскую крепость, где в 1764 году (после 23-летнего заточения) погиб при попытке освобождения. Елизавета Петровна стала самодержавной императрицей. Она царствовала 20 лет, с 25 ноября 1741 года по 25 декабря 1761 года.

Живая и веселая и в тоже время ленивая и капризная, пугавшаяся всякой серьезной мысли, питавшая отвращение ко всякому деловому занятию. Елизавета жила и царствовала в золоченой нищете; она оставила после себя в гардеробе более 15 тысяч платьев, два сундука шелковых чулок, кучу неоплаченных счетов и недостроенный громадный Зимний дворец, уже поглотивший с 1755 по 1761 г. более 10 млн. руб.

А в общем, Елизавета была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII в., которую по русскому обычаю бранили при жизни и тоже по русскому обычаю все оплакивали по смерти.

Таковым были преемники Петра Великого: ни одной деятельной, по государственному мыслящей личности, искренне болевший бы за судьбы своего народа, за успехи своей отчизны.

Нельзя не согласиться с В.О. Ключевским, который писал "Можно представить себе душевное состояние Петра, когда, свалив с плеч шведскую войну, он на досуге стал заглядывать в будущее своей империи Петр видел вокруг себя пустыню, а свое дело на воздухе и не находил для престола надежного лица ...".

Так оно и случилось: в течение 37 лет на российском престоле не оказалось ни одного надежного лица, которое смогло бы успешно продолжить дело, начатое Петром Великим. Как отмечает академик С.Ф. Платонов, на престоле были или женщины, или малолетние государи - условия, благоприятные для развития фаворитизма и личных влияний при дворе и государстве. Сразу же после смерти Петра видим фаворита Меньшикова, затем Долгоруких и Бирона. За ними тянется длинный ряд заметных и незаметных способных и неспособных личностей с одной задачей - добиться фавора или влияния на дела. Все это окружение в обстановке господства личных стремлений было не способно ни продолжать дело Петра, ни сохранить его неприкосновенным во всех частностях.

Обратимся теперь к торгово-промышленной политике преемников Петра I.

В экономической области преемники Петра I продолжили в основных чертах прежнюю политику. Усилившееся при Петре I дворянство, в полной мере оценив значение торговой и промышленной деятельности как источника обогащения, во второй трети XVIII века усиленно втягивалось, не без помощи государства, в хозяйственную деятельность. В 1726 г. Екатерина I предоставила дворянам право продавать сельскохозяйственные продукты, произведенные в их владениях. А "дворян-фабрикантов", как и при Петре I, было немного.

Видно место среди российских деловых людей занимало купечество, торговавшее не в "портах", как прежде, а ведущее самостоятельно торговые операции в иностранных государствах. Они установили контакты со странами, представлявшими для них интерес, имели там своих представителей, корреспондентов и кредиторов. При благоприятном стечении обстоятельств торговля, дававшая огромные прибыли, являлась источником быстрого обогащения. Но нажитые таким образом состояния отличались большой неустойчивостью. Даже при незначительных колебаниях политической или экономической обстановки, которые не были столь большой редкостью, происходила весьма быстрая потеря нажитого капитала.

Процесс втягивания торгового и ростовщического капитала в промышленность, получивший дополнительный импульс в начале XVIII столетия, значительно усилился. Как правило, крупнейшие представители купечества соединяли торговлю с промышленной деятельностью. Подавляющая часть винокурен, мельниц, кожевенных, гончарных, мыльных и солодовенных заводов находилось в руках купечества. В подавляющем большинстве эти купцы являлись единоличными владельцами предприятий.

Большая часть новых предприятий, особенно в отраслях легкой промышленности, стала строиться не только в старых промышленных районах страны, Новые мануфактуры появились в Боровске, Вязниках, Вологде, Калуге, Ярославле. Серпухов превратился в крупнейший центр полотняного производства. Сооружались первые "фабрики" в районе Иваново, будущего" русского Манчестера", известного до этого лишь кустарным производством полотна и холста.

В сферу торговли преемники Петра I не внесли каких-либо новшеств. продолжая насаждение "западных" порядков.

Правительство с целью упорядочения торговли становится на путь ее всемерной регламентации. Купечество теперь могло вести торговлю лишь в гостинных дворах и лавках, да и то только в своих городах, т.е. в местах прописки. В чужие города им разрешалось ездить с товарами только для оптовой торговли.

Как и в предшествующие годы, во второй трети XVIII века государство продолжало сохранять монополию на основные виды товаров, в том числе и на хлеб. Во время неурожая 1734 года у всех купцов, торговавших зерном, власти отбирали весь их товар, запрещая продавать его без уплаты пошлины в казну.

В результате этого распоряжения (в царствование Анны) торговцы оказались почти без доходов. Одновременно с этим чиновников и военнослужащих обязали следить за тем, чтобы помещики продавали только излишки хлеба. Казенные монополии таким образом ограничивали простор для деятельности русского купечества.

Стремясь к расширению торговых операций, провинциальное купечество стало перебираться на жительство в крупные торговые и промышленные центры страны, в первую очередь в Петербург и Москву. Подобное явление было характерно и для других экономических центров страны. Например, наблюдался усиленный приток купечества из небольших городов в крупные волжские города с развитой торговлей и промыслами, в города Севера-Архангельск, Вологду и Шенкурск, Юга-Севск, Воронеж, Тамбов и др. Оживленные торговые связи с Востоком и Сибирью превратили сибирские города - Иркутск, Кяхту, Красноярск в крупные торговые центры.

Серьезную конкуренцию купцам на внутреннем рынке составляли дворцовые крестьяне, которые все чаще переходили в купеческое сословие.

Процесс перехода в купечество и мещанство приобрел широкий характер во второй половине XVIII века, когда правительство стало переводить дворцовые села и слободы в разряд городов.

Указ 1742 г. Елизаветы Петровны еще раз напомнил крестьянам, записавшимся в купечество, что они должны платить налоги и как крестьяне, и как купцы, "и не только они, но и потомки их". Следующий Указ 1747 года ввел новые ограничения: для перехода в купеческое сословие, наряду с денежными средствами, требовалось иметь еще и собственность: лавки, дворы и заводы в тех" городах, куда крестьяне изъявили желание записываться в купечество", а по деньгам, - предписывал указ, - в купечество не принимать". В 1750г. последовал еще один, специальный указ, запрещавший дворцовым крестьянам менять сословие без царского разрешения, тогда как до этого требовалось лишь согласие крестьянского схода и разрешение Главной канцелярии. Более того, указ требовал от властей возвращать обратно в дворцовое ведомство крестьян, ушедших в города на основании прежних распоряжений.

Дворцовая канцелярия разрешила крестьянам торговать, но в небольших объемах - в противном случае крестьянин наберет нужную сумму для купеческого взноса и "уйдет" в купечество, в результате "в крестьянах останутся лишь одни бедные" и "будет дворцовой казне умаление". Крестьяне предупреждались, что переход в купечество будет происходить "без выключения из крестьянства", чтобы не создавалось "понятия, что они и вовсе свободны". Крестьян, фактически выбывших из своих деревень, обязывали платить оброки по старым местам жительства. Не удивительно, что крестьяне, перешедшие в купеческое сословие, годами искусственно удерживались в числе дворцовых крепостных. И все же в процессе становления предпринимательского "класса" крестьянство продолжало оставаться мощной социальной базой, из которой он черпал все новые и новые силы.

Все большее значение в хозяйственной жизни во второй трети XVIII века стали приобретать иностранцы. Первая волна их пришлась на годы царствования Петра I . Привлеченные им иноземцы заняли привилегированное положение при дворе. Вслед за "искателями чинов и званий" устремились коммерсанты и предприниматели, видевшие огромные возможности российского рынка.

Пользуясь поддержкой при дворе, иностранные "деловые люди" повели борьбу за право провоза и оптовой продажи своих товаров внутри страны. Несмотря на резкое сопротивление русского купечества, они при Петре II в 1729г. добились этого права, что нанесло серьезный урон интересам русских предпринимателей.

В 1731 году в царствование Анны не без мощного давления со стороны всесильного тогда графа Остермана, ведавшего Коллегий иностранных дел, был принят новый таможенный тариф, по которому высокие ввозные пошлины, установленные петровским указом 1724 г., сильно снижались: наивысшая пошлина теперь не превышала 20% стоимости товара (раньше 50-75%). Более того, такой пошлиной облагались лишь некоторые товары: писчая бумага, парусина, пуговицы, стеклянная посуда.

Новый таможенный тариф сильно ударил по формирующейся национальной промышленности и интересам русских предпринимателей.

Вокруг решений властей развернулась длительная, более чем 10-летняя и ожесточенная борьба закончившаяся победой сторонников протекционизма. Елизавета своим указом 1743 г. запретила иностранцам розничную продажу и обязала их продавать свои товары русским купцам оптом.

Важнейшим элементом политики правительства в промышленной сфере по-прежнему оставалось покровительство и поощрение деятельности предприятий, работавших на казну поддержка учреждающихся привилегированных компаний. Такая политика государства способствовала усилению конкуренции за получение выгодных правительственных заказов или привилегий.

К середине столетия государственная власть приняла ряд решений в области торговли и промышленности, имевших огромное хозяйственное значение.

В 1747 г. (год, царствования Елизаветы) для составления нового таможенного тарифа была создана особая Комиссия. Собранные ею материалы показывали, что относительная слабость внутреннего рынка во многом объяснялась многочисленными сборами, опутывавшими хозяйства владельцев. Количество таких сборов достигло 17 видов: с найма извозчиков, со сплавных судов, с клеймения хомутов, валечные, подвижные пошлины, (за передвижение по территории), пошлины с лошадиных и яловичных кож, с пригонной скотины, привальные и отвальные, с яицкой рыбы, десятый сбор с мостов и перевозов, с ледокола, с водопоя, с продаж дегтя, с мелких товаров с жернового камня, с горшечной глины, с приезжих грамот, вычеты у винных подрядчиков и у обывателей при выдаче денег за поставленное ими вино. Казалось, что кто-то специально упражнялся в придумывании различных сборов! Необходимо еще добавить, что внутренние пошлинные сборы зачастую сопровождались все возможными злоупотреблениями местных чиновников. А чиновный произвол в тогдашней Руси носил повсеместный характер.

Комиссия охарактеризовала такое положение со сборами пошлин, как "неописанное зло и бедство, которое происходит крестьянству и купечеству так и многим" 1

Обсуждение материалов Комиссии привело к крупнейшей реформе в области торговли- к указам Елизаветы от 20 декабря 1753 г. об отмене внутренних пошлин, доставшихся в наследство от Московского государства, и от 23 января 1754 г. о введении единой внутренней пошлины. Эти законы послужили мощным импульсом для развития торговли, для дальнейшего становления предпринимательского сословия.

Огромное влияние на улучшение внутреннего рынка оказало введение в 1755 г. нового таможенного устава, но которому русскому дворянству предоставлялось право свободно перевозить свои изделия и товары на продажу во все русские города и за границу. Купцы теперь могли посылать своих приказчиков по торговым делам с доверительными письмами, засвидетельствованными в магистрате. Иностранцам, не записанным в купечество, не разрешалось торговать между собой в пределах русского государства. Все купцы обязаны были теперь продавать свои товары только в лавках, и ни в коем случае в собственных домах. Ездить с товарами можно было только по большим дорогам, которые охранялись воинскими частями. Купцы могли съездить за границу только с аттестатами о своем "добропорядочном" поведении и оставлять их в пограничных таможнях. Но важнейшим условием было требование не менять православной веры в чужих краях.

В конце 50-х годов наметилась некоторая переориентация хозяйственной политики: всемерная поддержка монополий сменилась, хотя и очень осторожной, политикой по освобождению промышленности от всевластия монополистов и крупных "фабрикантов", развитию конкурентных начал и предпринимательской активности. Сенатский Указ 1758 г., отметивший факт разорения ремесленников, разъяснял, что отныне правительство запрещает устройство крупных промышленных заведений и всемерно поддерживает развитие мелкого самостоятельного производства (современная Россия только сейчас, более чем через 200 лет после елизаветинского правления, берет курс на развитие малого бизнеса).

В 1754 г. в обеих столицах были учреждены при Коммерц-коллегии Дворянский и Купеческий банки. Оба они создавались под залог драгоценных металлов, камней, помещичьих имений и товаров. Дворянский банк обеспечивал дворянству недорогой кредит (6% в год) в довольно крупных суммах (до 10 тыс. руб.)

В 1758 г. правительство основало банковские вексельные конторы с целью устранения перевозки наличных денег и содействия их более быстрому обращению. Эти конторы получили название "Медный банк".

С самого начала все эти кредитные учреждения оказывали содействие прежде всего помещикам, а не предпринимателям. Да и само торгово-промышленное сословие с трудом осваивало эти нововведения и с большой неохотой обращалось за кредитом. Подобная ситуация была характерна и для Западной Европы, где вплоть до последней четверти XVIII века даже в таких крупных экономических центрах, как Лондон и Гамбург, господствовало убеждение, что солидный "товарно-промышленный деятель" должен вести свое дело только на собственный капитал, а не на взятый в кредит.

Завершая рассказ об экономической деятельности преемников Петра I, остановимся на следующих главных моментах:

1. Экономическая политика преемников Петра I практически не затронула сложившегося при "царе- преобразователе" хозяйственного механизма. Правительствам после Петра было не до коренных вопросов, связанных с реформой. Не зная положения дел в государстве, высшее правление "нередко брело ощупью и едва справлялось с первыми встретившимися затруднениями.

2. Весьма серьезными из таких затруднений были, как и при Петре, финансовые затруднения, препятствовавшие нормальному государственному строительству.

Но если Петр тратил деньги на армию, флот, на развитие промышленности, экономя, по свидетельству историков, каждую копейку, то его преемники, в основном преемницы, были начисто лишены такого качества своего царя-учителя. Петр I, как уже было сказано, не оставил после себя ни копейки государственного долга, а его дочь Елизавета - кучу неоплаченных счетов. Она лично для себя копила деньги, как бы собираясь бежать из России и забирала текущие казенные доходы, предоставляя министрам изворачиваться, как только сумеют.

Такой же была и ее предшественница Анна Ивановна, отличавшаяся мотовской роскошью, дорогими празднествами и увеселениями. Ведь не случайно, что при Анне содержание царского двора обходилось в 5-6 раз дороже, чем при Петре I, хотя государственные доходы не возрастали, а, наоборот, уменьшались.

При неумелом ведении хозяйства правительства преемников и преемниц никогда хотя бы примерно не знали сколько в казне должно быть денег и где они находятся в данное время. Так что пособницей дефицита бюджета была сама верховная власть.

3. Промышленность после Петра не сделала заметных успехов; внутренняя торговля падала, подрываемая нелепым способом взыскания недоимок посредством описи купеческих дворов и пожитков; многие бросали торговлю, рассчитывая таким путем оправдать свою недоимку. Внешняя торговля как была, так и осталась пассивной. Русские купцы сами мало вывозили за границу; и вывозная торговля оставалась в руках иноземцев, которые, как и при Петре, точно комары, по словам Ключевского, сосали кровь из русского народа и потом улетали в чужие края.

4. Армия оказалась в расстройстве, а еще в худшем состоянии был флот. Запас опытных морских офицеров и матросов, собранных Петром, истощался и не обновлялся. Десятка три военных кораблей украшали собою гавани, готовясь к смотрам, и ни на что больше не пригодные; из них едва десяток мог выйти в открытое море.

5. Перечень недостатков в хозяйственной деятельности преемников Петра I можно продолжить. Однако, было бы ошибочным рисовать их экономическую политику только черными красками, выпячивая лишь негативные моменты.

Особенно необходимо выделить определенные успехи в области экономики, достигнутые в годы царствования Елизаветы (1740-1761). Речь идет о крупной реформе, связанной с отменой множества внутренних пошлин и введением единой внутренней пошлины, а также с введением нового таможенного устава.

С целью недопущения угасания торгово-промышленной активности правительство Елизаветы в конце 50-х годов становится на путь постепенной переориентации хозяйственной политики на ограничение монополистических тенденций, на свободное предпринимательство и всемерную поддержку развития мелкого самостоятельного предпринимательства.

Все эти законодательные акты и действия правительства послужили мощным импульсом для дальнейшего становления и укрепления предпринимательского сословия, расширения его среды за счет включения в промышленную и торговую деятельность представителей знати, купечества и дворцового крестьянства.

Елизавета умерла 25 декабря 1761 г., объявив еще в 1742 г. своим наследником сына своей старшей сестры Анны, умершей вскоре после его рождения, герцога Голштинского Карла-Петра-Ульриха. Для русских людей он был таким же немецким принцем, как и те, от которых в 1741 г. освободилось русское общество и которые ему были так постылы. Этот свой выбор Елизавета скоро стала считать своим серьезным несчастьем. Четырнадцатилетний осиротелый герцог был перевезен из Голштинии в Россию, нашел в Елизавете вторую мать, принял православие, русское имя Петра Федоровича и вошел в историю как Петр III. В 1745 г. его поспешили женить на принцессе Софии-Августе_ Фредерике, отец которой был прусским генералом, комендантом Штетина, а мать страдала склонностями к стяжаниям и пересудам. Невеста с матерью приехала в Россию, приняла православие и была названа Екатериной Алексеевной. 25 августа 1745 г. произошла свадьба 17-летнего Петра с 16-летней Екатериной.

Петр Федорович был человеком слабоодаренным и физическими силами, и умственными. Он был весьма невежественным и неразвитым человеком с немецкими взглядами и привычками. Россию он не любил, делами заниматься не изъявлял желания. К жене относился бестактно и оскорбительно. В 1754 у него родился сын Павел.

Таким был будущий император России.

Вопросы для самопроверки

1. Сформулируйте и дайте Вашу оценку основным направлениям экономической политики Петра I.

2. Как Вы объясните распространение бюрократических методов управления экономикой при Петре I ? В чем, на Ваш взгляд, причины недоверия Петра к собственному предпринимательству?

3. Дайте экономическую оценку такому акту экономической политики Петра I как фактическая ликвидация гостиной и суконной сотен как объединений русских предпринимателей?

4. Объясните в чем были причины неспособности и нежелания русских предпринимателей создавать компании.

5. Как, на Ваш взгляд влияет на развитие экономики и предпринимательства чехарда в коридорах политической власти?

6. Дайте Вашу оценку отрицательных и положительных сторон экономической политики преемников Петра I.

7. Дайте оценку правительственной практике развития кредитного дела при преемниках Петра I.